Лесное хозяйство страны отдали на откуп регионам, но распоряжаются они этим богатством не лучшим образом. Вчера на селекторном совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова, курирующего отрасль в правительстве, выяснилось, что хотя приведение структуры управления лесами и арендных отношений в соответствие с Лесным кодексом должно быть завершено к новому году, в большинстве регионов до конца процесса, как говорится, семь верст, и все лесом.
На совещание по проблемам передачи регионам части полномочий по ведению лесного хозяйства от федерального центра были по видеосвязи вызваны руководители семи субъектов федерации. Наблюдалась очевидная закономерность: те регионы, которым есть чем похвалиться, представляли первые лица, а те, которые чувствовали за собой вину, делегировали замов, вице и министров местных правительств.
Для начала Виктор Зубков напомнил, что прошло уже почти два года (с момента вступления в силу Лесного кодекса 1 января 2007 года), как субъекты получили большие полномочия по регулированию лесного хозяйства. Федеральный центр оставил себе только разработку нормативно-правовой базы и контроль за исполнением обязанностей регионами, но не оставил последних без поддержки. Из 20 млрд руб., выделяемых бюджетами всех уровней на лесное хозяйство, 17 млрд приходится именно на федеральную казну. Впрочем, она же и получает основную мзду в виде налогов и сборов.
Г-н Зубков предложил пять тем, по которым предстояло отчитаться регионам: структура управления лесами, лесное планирование, арендные отношения, строительство лесных дорог, финансирование расходов лесного хозяйства. Глава "Рослесхоза" Алексей Савинов уточнил, какие претензии к местным властям есть по каждому пункту. Не все регионы окончательно сформировали органы управления лесным хозяйством, из большинства формально управляющих ведомств не все укомплектованы сотрудниками, да и те не имеют нужных полномочий. Большинство регионов безответственно отнеслись к составлению лесных планов, которые упорядочивают структуру лесов и соответственно их использование.
В результате на данный момент "Рослесхоз" утвердил только три региональных плана, хотя времени осталось лишь до конца года. Многие субъекты решили пойти по пути наименьшего сопротивления и записали весь или почти весь лесной фонд под аренду для нужд охотничьего хозяйства, от которого доходность незначительная, а все затраты по лесопользованию несет государство. «Такие лесные планы не получат согласования», -- предупредил г-н Савинов. Со скрипом идет и приведение арендных договоров в соответствие с новым Лесным кодексом.
Количество лесных дорог в России не соответствует даже самым мягким мировым стандартам -- менее 1,3 км на тысячу гектаров при норме в десять раз больше. Причем распределение дорог на территории страны находится в обратно пропорциональной зависимости от наличия лесных ресурсов, в результате у нас используется лишь около 30% от возможного к вырубке фонда. Расходы субъектов на лесопользование, включая субвенции центра, по-прежнему превышают доходы от попенной платы. Сергей Данкверт, глава "Россельхознадзора", добавил, что при выявленных нарушениях на сумму свыше 7 млрд руб. собрано лишь 100 млн руб. штрафов. Он также поправил первого вице-премьера, который упрекнул ведомство в недостаточном количестве лесных инспекторов -- г-н Зубков насчитал таковых 12 тыс. человек, но, по данным г-на Данкверта, их уже свыше 15 тыс. Впрочем, все же это очень далеко от числа занятых в гослесоохране до 2007 года -- тогда было 83 тыс. человек.
Выступления регионов начали с отличившихся в лучшую сторону -- Вологодской области и Красноярского края. Вологодский губернатор Вячеслав Позгалев доложил, что прибыль лесного хозяйства в прошлом году достигла 1 млрд руб., лесничества оснащаются машинами и приборами ночного видения, а вологодские казаки по договору с областной администрацией охраняют лес от нарушителей. Александр Хлопонин, глава Красноярского края, отчитался, что количество перезаключенных арендных договоров достигает 91%, а проект развития Нижнего Приангарья предполагает строительство пяти крупных лесоперерабатывающих комплексов. Вице-губернатор Костромской области Александр Коновалов тоже не ударил в грязь лицом -- сообщил, что в регионе активно занимаются лесовосстановлением, в частности есть проект селекционного и плантационного выращивания осин. А по договоренности с арендаторами размер арендной платы и соответственно поступления в бюджет увеличены более чем в два раза.
Все это время Виктор Зубков ограничивался лишь благодарственными словами. Но тут пришел черед провинившихся регионов, и он активно начал раздавать на орехи. Псковской области, которую представлял заместитель губернатора Александр Котов, досталось за падение объемов освоения лесов. Необработанную древесину стало невыгодно продавать, а переработку там не развивают. Министра природных ресурсов Амурской области Федора Дмитрука отчитали за рекордное число лесных пожаров, за которыми никто не следит, потому что у региона нет средств и возможности контролировать арендаторов. «Если не будете исправлять, вами лично займутся уже другие органы», -- пригрозил г-н Зубков.
Председатель правительства Свердловской области и вице-губернатор Приморского края отделались легким испугом, а к просьбе первого о разрешении учреждениям ГУИН вырубать лес для собственных нужд без покупки участков на аукционах отнеслись благожелательно. Представитель Госдумы на совещании сообщил, что уже есть проект поправок, которые дадут такую возможность.
Закрывая совещание, Виктор Зубков отметил позитивную сторону передачи лесного хозяйства «под крыло Минсельхоза». По его словам, это дает возможность использовать для развития лесопромышленного и лесоперерабатывающего комплекса ресурсы Россельхозбанка, «Росагролизинга».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):