| ||
Ссылка: http://rg.ru/2008/10/27/drevesina.html |
Промышленная заготовка древесины с нового года может стать противозаконным делом на значительной части территории России. Причина - нерасторопность регионов.
Пока одобрены только два лесных плана - по Вологодской и Костромской областям. А без этих документов законодательство запрещает валить лес с января 2009 года. И "использование лесных ресурсов выйдет за пределы правового поля", заявил первый вице-премьер Виктор Зубков на заседании правительственного совета по развитию лесного комплекса в Красноярске.
Некоторые отраслевые эксперты поговаривают, что в такой ситуации надо закрыть глаза на закон. Однако Виктор Зубков подчеркнул: "Мы, как я понимаю, законодательство пересматривать не собираемся". Впрочем, он явно не допускает мысли и об остановке отрасли. Хотя за оставшиеся до нового года пару месяцев привести в порядок хотя бы отраслевые бумаги будет непросто.
Руководитель Рослесхоза Алексей Савинов, выступая на заседании правительственного совета, напомнил, что децентрализация управления лесами произошла по инициативе руководителей ряда регионов. Но одно дело - требовать полномочий, и совсем другое - их исполнять.
К концу сентября только 1156 договоров аренды и безвозмездного пользования участками лесного фонда были приведены в соответствие с Лесным кодексом. Еще 3861 заявление рассматривали региональные власти. Эксперты говорят, что часть договоров определенно не будет переоформлена до 1 января. Причем оптимисты считают, что лес покинут только мелкие компании, которые не имеют собственной переработки и продают за границу "кругляк", а пессимисты предсказывают чувствительное снижение объемов производства. Между прочим, в первые шесть месяцев этого года заготовка древесины у нас в стране сократилась на 10 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. В минпромторге называют ряд причин падения, но все они связаны с реформой в отрасли.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин тем не менее полагает, что без поддержки государства регионы не смогут быстро решить лесные проблемы - слишком велика цена вопроса. Помимо необходимости строить современные перерабатывающие предприятия регионы страдают от лесного бездорожья. В среднем по стране лесовозных дорог в 10 раз меньше, чем необходимо, и они ужасного качества. В результате в России год за годом заготавливается не больше трети возможного количества древесины. При этом в современной нормативно-правовой базе отсутствует само определение "лесная дорога". А потому, по мнению лесников, невозможно решить вопрос, кто будет финансировать строительство - федеральный центр, региональные власти или сам лесозаготовитель.
Впрочем, по мнению минтранса, законодательство ни в чем не виновато. И деньги на лесные дороги есть. Нужно только решить, как финансировать их строительство. Одни эксперты предлагают, чтобы затраты на строительство взяло на себя государство, а деньги возвращало себе, повышая лесные таксы - разряд лесов выше, если они прилегают в новым дорогам. Другие считают, что строить должен арендатор леса, а государство за это снизит ему арендную плату. Однако любой из вариантов требует изменений в Лесном кодексе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):