четверг, 9 октября 2008 г.

Новые "коридоры" и старые тупики дорожной отрасли обсудила комиссия по экономическому развитию

Очередное заседание межведомственной комиссии по экономическому развитию при Экономическом совете РК прошло на минувшей неделе. Тон разговору задал министр промышленности и энергетики республики Николай Герасимов, который поведал о том, как обстоят дела в вопросах транспортного развития.

В целом развитие транспортной инфраструктуры «привязано» к планам реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Стратегический транзит

Выяснилось, что большие перспективы есть у трубопроводного транспорта за счет увеличения в перспективе его пропускной способности. В прошлом году по территории было перекачано 117 миллиардов кубометров «голубого» топлива. В рамках реализации мегапроекта «Ямал – Европа» уже к 2015 году транзит газа через республику должен увеличиться до 225 миллиардов кубометров в год, а к 2025 году этот показатель достигнет уровня в 270 миллиардов кубов. А это, по информации министра, практически половина добываемого в стране газа.

Позитивный толчок транспортному освоению региона даст строительство северной магистрали «Белкомур», которая серьезно меняет схему доставки сырьевых грузов на Европейском Севере. Во-первых, для регионов Северо-Запада станут доступными архангельские порты, что даст возможность увеличить товарообмен со Скандинавскими странами. Во-вторых, в оборот будет вовлечена экономически доступная лесосека объемом до 12-15 миллионов кубометров в год при семи миллионах имеющихся.

Изменится карта автомобильных дорог республики с появлением новых транспортных артерий и генеральной схемы развития лесных дорог в составе Лесного плана республики.

К примеру, трасса Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар поможет связать Ненецкий автономный округ с «большой» землей, откроет новые возможности для нефтяников Тимано-Печоры, работающих сегодня в условиях бездорожья. Транспортный коридор Пермь – Архангельск через Сыктывкар будет способствовать увеличению грузопотока в уральском направлении, а также сократит путь до Санкт-Петербурга.

Членов Экономического совета, выслушавших внимательно доклад о радужных перспективах развития транспорта, интересовал вопрос синхронизации схемы транспортного развития с планами роста промышленного производства на территории республики. Такая привязка по времени, по мнению большинства участников встречи, необходима для более эффективной реализации основных точек роста. Н.Герасимов обещал в рабочем порядке привести в соответствие планы развития транспортной отрасли с основными стратегическими документами республики.

Несколько озадачило участников совещания заявление министра о том, что сегодня наблюдается тенденция снижения в два раза объемов доставки грузов железнодорожным транспортом на фоне увеличения перевозок автотранспортом до 50 миллионов тонн в год. В 2007 году по «железке» было перевезено 25 миллионов тонн различных грузов, через 7 лет этот показатель составит лишь 20 миллионов тонн, считает Н.Герасимов. Казалось бы, железная дорога всегда считалась наиболее экономичным видом транспорта, в особенности на фоне дорожающего бензина и дизельного топлива. Тем не менее продукцию глубокой переработки древесины лесопромышленники республики «гонят» в Испанию и Турцию автотранспортом. А все потому, что ОАО «РЖД» до сих пор не смогло выстроить удобную и гибкую с точки зрения бизнеса систему обслуживания, а также подачи вагонов для отправки грузов. Кроме того, РЖД системно теряет заказчиков, к примеру, со стороны угольных компаний, так как ОАО «Воркута-уголь» старается транспортировать не сырой уголь, а концентрат.

Трудные километры

Руководитель Дорожного агентства РК Валерий Аликин рассказал о положении дел в подведомственном ему хозяйстве. По мнению главного дорожника республики, сегодня имеются все слагаемые для успешной работы. Завершена реструктуризация ГУПов республики, созданы сильные автодорожные структуры. Бюджет ведомства на этот год составляет около 3,8 миллиарда рублей. Много это или мало при сегодняшнем неудовлетворительном по большей части состоянии автодорог и мостов – трудно сказать. В настоящее время свыше ста километров трасс находится в аварийном состоянии, только половина дорог с асфальтобетонным покрытием имеет расчетную прочность. Поэтому сегодня дорожниками делается упор на ремонтных работах, а не на строительстве новых магистралей. Ведь только недоремонта прошлых лет накопилось аж на 15 миллиардов рублей!

Объем финансирования ремонтных работ почти в 6 раз превышает лимиты прошлых лет и составляет 1,4 миллиарда рублей. До конца года планируется отремонтировать 103 больших и малых объектов дорожной инфраструктуры, в том числе 158 км автодорог (из них капитально – 123 км и свыше 20 мостов). Причем применение новых технологий и техники позволяет дорожникам экономить миллионы бюджетных средств, заметил руководитель агентства. А вот на что не могут повлиять дорожники, так это на культуру отдельных грузоперевозчиков, на их отношение к дорогам, особенно к грунтовым. Стараниями некоторых лесопользователей трассы на юге республики превращены в волоки, заметил В.Аликин. И только служба весового контроля на дорогах помогает повышать дисциплину перевозчиков. Только за 2007 год удалось в 10 раз увеличить объем собираемых средств от грузоперевозчиков – с 15 до 150 миллионов рублей! Также почти на 9,3% снизилось количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий.

Чтобы члены комиссии не заподозрили, что все средства идут на латание дыр, В.Аликин пояснил, что на прокладку новых магистралей запланированы 1,6 миллиарда рублей. Эти деньги будут сосредоточены на четырех основных направлениях, находящихся в зоне особенного внимания властей республики: дороги Айкино – Кослан; Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар; Ухта – Троицко-Печорск; Печора – Вуктыл.

За три последующих года, по оптимистическому прогнозу дорожников, планируется отремонтировать 540 км автодорог и построить – 233 км. Правда, В.Аликин отметил, что реально реализация намеченных планов порой тормозится из-за несвоевременно подготовленной проектно-сметной документации, срок формирования которой составляет год. Плюс время уходит на организацию и проведение конкурсов по отбору подрядчиков. В итоге в этом году приступили к началу ремонтных дорог только к июлю.

Понимая, насколько усложнится положение отрасли при планируемом увеличении средств на ремонт дорог, чтобы не работать с колес, дорожниками подготовлены документы на строительство объектов общей стоимостью 10 миллиардов рублей, готовы проекты на проведение ремонтных работ на 4,5 миллиарда рублей.

Еще одна серьезная проблема: дороги республики не приспособлены под постоянно увеличивающиеся нагрузки на ось. В итоге выносятся ограничения на движение современных больше-грузов в период межсезонья, чтобы не разрушить дорожное полотно. В перспективе дорожники закладывают средства на усиление дорог с 6-7 тонн до 11,5 тонны на ось и мостов – до ста тонн против 30 имеющихся.

Продолжатся работы по приведению в порядок улиц и дворов в городах и районах республики. В.Аликин уточнил, что за три последних года на эти цели уже израсходовано свыше 800 миллионов рублей, в этом году этот показатель составит более 400 миллионов рублей.

Много нареканий у жителей республики вызывает трасса Сыктывкар – Ухта, где явно недостаточно ямочного ремонта, который был проведен в этом году. Срок ее эксплуатации на пределе, объем ямочного ремонта увеличивается с каждым годом. Но не успевают дорожники уйти с места ремонта, как вновь возникают выбоины. Тем не менее, по словам В.Аликина, до холодов работы на этой магистрали будут доведены до конца.

Приостановлены строительные работы на автодороге Сыктывкар – Пермь в Койгородском районе. Осталось заасфальтировать 18 км дороги. Но стройка была заморожена, так как пермякам необходимо проложить аж 42 км дорог до места стыковки на границе. Из-за неправильного планирования госсредства рискуют быть попросту закопанными в землю. Ведь пока соседи догоняют, отсыпанная трасса на территории нашей республики постепенно приходит в негодность.

Не перестроились

По мнению председательствовавшего на заседании заместителя Главы РК Вячеслава Гайзера, состояние подвижного железнодорожного состава, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Состояние пассажирских вагонов даже в фирменных составах кроме как «скотским», по определению В.Гайзера, назвать нельзя. В той же Мордовии, где недавно побывал заместитель Главы РК, фирменный поезд отвечает всем стандартам. При том, что пассажиропоток в этом регионе такой же, как у нас.

Отдуваться пришлось представителю Сосногорского отделения Северной железной дороги Николаю Батаеву. Он заметил, что сегодня идет процесс реформирования железнодорожного транспорта. При этом предприятие вкладывает миллиардные инвестиции в модернизацию. Только в оснащение ж/д переездов сигнализацией было вложено 130 миллионов рублей. Это необходимая мера во избежание ДТП с участием автотранспорта и возникновения пробок на переездах. Кроме того, необходимо реализовать планы строительства нового вокзала в Сосногорске, так как старое здание пришло в негодность. На очереди вокзал в Емве. Кстати, в свое время республика предоставляла средства на строительство сосногорского вокзала. ОАО «РЖД» не воспользовалось этим шансом. Цена упущенной возможности составляет 15 миллионов рублей.

В этом году потребуется заменить свыше 400 км из 8 тысяч имеющихся в республике путей, заметил Н.Батаев. Формированием же пассажирского подвижного состава занимается Москва. В силу небольшого по меркам федерального центра пассажиропотока в Коми головное предприятие не спешит вкладывать средства в улучшение состояния подвижного состава и качество обслуживания в поездах. Недовольны клиенты железной дороги неудобствами при подаче вагонов, особенно на станциях Печора и Микунь. Единственный более-менее комфортабельный поезд курсирует по территории республики сообщением Москва – Лабытнанги. Этот состав в свое время презентовали железнодорожникам тюменские нефтяники, что вызвало у В.Гайзера как министра финансов недоуменный вопрос, по какому праву дареным составом пользуется РЖД.

Железнодорожники, как оказалось, в курсе этих проблем. Но, видимо, процесс реформирования «железки» и перераспределения полномочий между различными структурами мешает им решать актуальные проблемы недостаточного уровня сервиса.

В Сочи не только самолетом

А вот на воздушном флоте особых проблем нет. Жители республики в последние годы стали чаще предпочитать авиатранспорт железнодорожному. В прошлом году услугами воздушного флота воспользовалось в два раза больше человек, чем 6 лет назад, – почти 260 тысяч пассажиров.

По словам генерального директора ФГУП «Комиавиатранс» Игоря Бобкова, сегодня основные инвестиции идут на ремонт вертолетного парка, установку новейшего аэросигнального оборудования для лучшей видимости на взлетно-посадочной полосе в темное время суток.

Серьезно занимаются обновлением автопарка в ГУП «Пассажирские автоперевозки Республики Коми». Генеральный директор этого предприятия Николай Шлопов в своем выступлении заметил, что сегодня компания работает на 79 маршрутах по республике и вне региона, всего на балансе 180 автобусов. В 2007 году на покупку новых машин было потрачено 47 миллионов рублей, только за первое полугодие 2008 года – еще 33 миллиона. В следующем году планируется закупить 50 автобусов, в том числе повышенной комфортности и вместимости. Это позволит увеличить количество маршрутов по России. К примеру, близкой перспективой станут для жителей республики путешествия из Сыктывкара до Сочи на современных автобусах.

По сравнению с остальными видами транспорта фактически в «мертвом» состоянии находится самый дешевый вид сообщений – водный. Здесь всего одна тысяча перевезенных за навигационный период.

Подводя итоги совещания, В.Гайзер заметил, что рано пока строить иллюзии, анализируя состояние транспорта республики. Пока по некоторым направлениям оно не отвечает нормам. Для того чтобы поднять эту сферу на должный уровень, нужно предпринимать усилия не только на уровне предприятий, но и усилить работу с федеральным центром по вхождению в различные целевые программы.


Марина Лысаковская 

Газета "Республика"

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/12668

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):