Долгосрочную стратегию развития России до 2020 года, разработанную Минэкономразвития РФ, планируется принять к концу этого года. По информации, представленной в центральных СМИ, задержка с утверждением стратегии вызвана разногласиями с Минфином РФ, который возражает против роста госрасходов и слишком резкого снижения налогов. В нынешнем виде «Стратегия-2020» предусматривает пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и научные разработки, а также рост численности населения России до 145 миллионов человек, увеличение продолжительности жизни до 70 лет.
Могут ли участвовать органы местного самоуправления в формировании и реализации «Стратегии-2020»? Задавшись таким вопросом, Общественная палата Коми на днях провела круглый стол с участием глав муниципальных образований. Свои соображения по поводу проекта этого программного документа в августе высказали ученые Коми научного центра УрО РАН, сейчас для обмена мнениями пригласили муниципальных управленцев.
Первым высказался глава Усть-Вымского района Мустафа Махмудов.
– Стратегия развития до 2020 года разработана на федеральном уровне, затем следует уровень субъектов РФ, и есть уровень муниципальных образований. На своем муниципальном уровне мы бы очень хотели составить план развития хотя бы на три года вперед, но существующая налоговая политика, сложившиеся межбюджетные отношения нам этого не позволяют, – отметил он.
Мустафу Махмудовича поддержал и руководитель администрации Княжпогостского района Виктор Попов:
– Муниципалитетам даже на два-три года планировать свою деятельность нереально. Да и кто будет заниматься на местном, поселенческом уровне разработкой подобных стратегических планов? Даже на уровне муниципальных районов найти таких специалистов практически невозможно.
С точки зрения глав муниципальных районов, главный недостаток проекта стратегии развития до 2020 года заключается в том, что документ нацелен лишь на реализацию крупных инвестиционных проектов.
– Кругом все зациклены на крупных проектах. Усть-Куломский район получил крупный инвестиционный проект от компании «Центрозап», но 79 малых предприятий лесного профиля у нас останутся без леса, а в этой сфере занято две с половиной тысячи человек. Кроме крупных инвестиционных проектов у нас тысяча других вопросов, связанных с обеспечением достойного уровня жизни местного населения, – высказался глава Усть-Куломского района Сергей Каплин.
А глава администрации Корткеросского района Николай Ливсон заявил, что у каждого района должен быть свой особый путь развития:
– Южные районы, в том числе и Корткеросский, всегда специализировались на сельскохозяйственном производстве. В нашем районе сохранилось девять СПК, ни в одном другом районе такого нет. Вот сейчас все «носятся» с проектами по лесопилению, переработке древесины, а, с моей точки зрения, в Корткеросском районе надо развивать сугубо сельское хозяйство, помогая тем сельхозпроизводителям, которые сохранили свой потенциал, невзирая ни на что. Пусть каждый район выбирает свой путь и развивается индивидуально.
– Не надо болеть «гигантоманией», – заметил по этому поводу глава Усть-Вымского района Мустафа Махмудов. – Мы заинтересованы в том, чтобы на территории района построить небольшое предприятие по переработке древесины в объеме 110 тысяч кубометров. Строительство вот таких небольших заводов обеспечит основу для движения района вперед. Нами разработан подобный проект, но он до сих пор не утвержден.
– Конечно, муниципальные власти должны создавать условия для притока крупных инвестиций. Но существующие на местах производства обязаны решать прежде всего местные проблемы. Так, например, Княжпогостский завод ДВП планирует увеличить объем выпуска твердой и мягкой плиты, но мы это рассматриваем через призму деревянного домостроения. Развитие малоэтажного строительства поможет нам переселить граждан из ветхого и аварийного жилья, – уточнил свои позиции руководитель администрации Княжпогостского района Виктор Попов.
В этой связи председатель комиссии по экономическим вопросам Общественной палаты Коми Василий Прокашев припомнил спор, который однажды завязался между представителем республиканского Министерства промышленности и энергетики и главой Сыктывдинского района Артуром Рудольфом:
– С точки зрения Минпромэнерго трудовые ресурсы важны постольку, поскольку в них возникает необходимость при реализации тех или иных производственных проектов, остальные люди по трактовке специалистов этого ведомства не более чем «избыточное население». Артур Альбертович тогда спросил, а ради чего затеваются все эти проекты, если не во благо людей, которые живут на этой земле?
Сам Артур Рудольф, присутствовавший во время обсуждения стратегии, заметил, что мы никак не можем определиться в экономике с системой координат.
– Одной ногой мы в капитализме, а другой пытаемся влезть в плановую экономику, – образно резюмировал сыктывдинский глава. – В этой ситуации единственное, с помощью чего можно корректировать процессы в ту или иную сторону, это гибкая налоговая система в межбюджетных отношениях. Регулировать экономическую политику государство может только через налоги. А в «Стратегии-2020» ничего, кроме патетики, я не нашел. Механизмы реализации намечаемых мероприятий должны быть прописаны на каждой странице, а они не просматриваются.
– Все существующие программы господдержки нацелены на тех, кто работает пусть с минимальной, но прибылью. В течение трех лет предприятие должно добиваться плюсовых экономических показателей, и лишь в этом случае государство обратит на него внимание. А между тем надо спасать все сельхозпредприятия независимо от их показателей, – вновь вернула аудиторию к аграрной теме глава сельского поселения Сторожевск Корткеросского района Тамара Потапова.
– В стратегии должно быть определено, как мы распорядимся землей, – вставила свое слово глава сельского поселения Пажга Сыктывдинского района Лидия Ильчукова. – Будем мы пахать на тех земельных участках, которые зарастают лесом, или не будем, а может, вообще все отдадим под строительство...
Ольга САЖИНА.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):