Государство в последнее время активно участвует в регулировании лесной отрасли: был принят новый Лесной кодекс, который в дальнейшем потребовал множества доработок, введены таможенные пошлины, которые должны полностью изменить структуру бизнеса лесопромышленного комплекса, определен перечень приоритетных проектов. Дружественные властям структуры стали активно инвестировать в отрасль. Тем не менее большинство лесопромышленников утверждают, что то, чего им действительно не хватает, — это стратегической программы развития, принятой и поддерживаемой на государственном уровне. Пока созданными условиями для бизнеса довольны далеко не все участники рынка. По их мнению, вступление в силу недоработанного Лесного кодекса в январе 2007 года привело к многочисленным негативным последствиям. За прошедшее время было принято уже четыре федеральных закона, вносящих изменения в новый Лесной кодекс. Сейчас в нижней палате российского парламента находится еще один законопроект — «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Изменение таможенной политики уже привело к разорению мелких и средних лесозаготовительных компаний, и эксперты прогнозируют, что даже в случае достижения кратковременного положительного эффекта в будущем такие действия принесут сектору больше вреда, чем пользы. По словам представителя Архангельского ЦБК, проблема заключается в том, что все принимаемые государством меры не решают главной проблемы отсутствия долгосрочных стратегических программ развития отрасли. «Поскольку леса находятся в государственной собственности, именно государство должно в первую очередь выступать в роли координатора отрасли и инициатора разработки стратегических программ», — говорит эксперт. Однако какую роль будет играть бизнес в разработке стратегической программы и куда она должна вывести отрасль, пока неясно. Недавно обновленный Совет по развитию лесопромышленного комплекса при первом вице-премьере Викторе Зубкове на 40% состоит из представителей федеральных властей, а менее чем на 15% — из представителей бизнеса. В совет входит всего пять компаний, две из них считаются дружественными правительству РФ банковскими структурами. При этом предыдущий состав совета состоял из представителей бизнеса более чем на 30% (ряд из них входили в совет с формулировкой «по согласованию»), что было больше, чем процент представителей федеральных властей. Ряд экспертов считают это сигналом того, что политика государства в лесном секторе будет только ужесточаться, и не исключает, что в будущем возможно создание государственной лесной корпорации. Об этом говорит активность в лесном бизнесе уже упоминавшихся дружественных правительству структур: Банк Москвы владеет компанией «Инвестлеспром»; в нескольких крупных проектах засветились Внешэкономбанк и банк «Россия», контролируемый Юрием Ковальчуком, которого считают другом премьер-министра РФ Владимира Путина; возможно, проявляет интерес к активам лесоперерабатывающих заводов и Олег Дерипаска. Судя по другим секторам экономики, связанным с природными ресурсами, можно предположить, что весь этот бизнес будет консолидирован в рамках единой корпорации. Сами лесопромышленники считают, что это может принести пользу частному сектору. «Став одним из участников рынка, государство будет эффективнее работать над созданием условий развития всей лесоперерабатывающей отрасли, которая сегодня находится на уровне 50—60-х годов, — уверен генеральный директор «Харви Форестер» Михаил Здор. — Кроме того, приток государственных средств в силах решить проблему ее недоинвестирования. Пример «Газпрома» говорит, что такая схема может быть эффективной». Проблема недоинвестирования перед отраслью действительно стоит довольно остро. Новых целлюлозно-бумажных комбинатов в России не строилось около 20 лет, а большинство реализованных инвестпроектов касалось дооснащения старых. Несмотря на то что количество заявленных проектов новых ЦБК сейчас бьет все рекорды, участники рынка уверены: время для них еще не пришло. «Мы считаем, что в будущем в России имеется хороший потенциал для новых ЦБК, — говорит генеральный директор группы «Илим» Пол Херберт. — Но условия законодательства и построение необходимой инфраструктуры создадут возможности для осуществления таких проектов скорее в перспективе 5—15 лет, а не в текущем периоде». Тем не менее ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что о создании государственной лесной корпорации говорить рано: «Растущее число проектов, принадлежащих «околоправительственным структурам», скажется на лесной отрасли таким образом, что этим бизнесом могут заинтересоваться и другие коммерческие структуры, включая иностранные, — говорит эксперт. — Создание госкорпорации в лесной отрасли маловероятно». По его мнению, государство должно, наоборот, смягчить свою жесткость в отдельных вопросах, облегчить лицензирование и выдачу разрешений в отрасли, больше выступать советчиком и помощником для бизнеса. Должно оказывать посильную финансовую помощь в невыгодных для бизнеса вопросах — в развитии инфраструктуры и пр. С г-ном Барановым согласна аналитик ИТС Lesprom Network Анастасия Копылова: «В ближайшее время наиболее вероятен рост количества государственно-частных партнерств. Создание госкорпорации если и возможно, то в отдаленном будущем». МАРГАРИТА РАХНОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |
http://spb.rbc.ru/daily/06/10/2008/250563.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):