Вполне вероятно, что болезнь отрицания знакома и вам. И если вы тот, кто ведет компанию к вершинам успеха, остановитесь и посмотрите, верное ли направление вы выбрали. Что если ваш экспресс несется в никуда? Недаром ведь только одна из компаний, попавших в первый Промышленный индекс Доу-Джонса (DJIA) 1896 года, остается в нем и по сей день. По оценке экономиста Поля Ормерода, в среднем за год исчезает более 10% американских компаний. И отрицание очевидного — одна из основных тому причин, возможно, самая главная.
Немало компаний потерпели крах потому, что отрицали очевидные факты. Один из лучших примеров — упорство, с которым автомобилестроители игнорировали изменения потребительского спроса.
Знаменитый Ford T появился в 1908 году, и за два десятка лет компания продала более 15 млн этих машин. Однако к 1927-му продажи обвалились, да так, что Генри Форд решил прекратить производство модели «Т» и переоборудовать фабрики для выпуска следующей — Ford A. Производство было остановлено на несколько месяцев, что обошлось компании в $250 млн. На этом неприятности не закончились: воспользовавшись моментом, Chrysler утвердилась на рынке с новой маркой Plymouth, а лидерство в отрасли захватила General Motors.
Почему же Генри Форд, который на заре автомобилестроения слыл настоящим провидцем, не осознал, что время Ford T проходит и нужно постепенно переводить заводы на производство новых машин? Было очевидно, что его базовая модель теряет популярность. Однако Форд игнорировал отчеты продавцов, в которых говорилось об ухудшении рыночных позиций Ford T: он подозревал, что ему подсовывают фальшивки, сфабрикованные конкурентами. Один из ведущих менеджеров Форда представил ему подробнейший доклад о плачевном состоянии дел — и тут же был уволен.
Слепота Форда проистекала из его уверенности в том, что потребителю нужно средство передвижения и не более того. Он считал это вечной истиной. В его любимом рекламном слогане для модели «T» — «Отвезет на место и доставит обратно» — отразилась эта близорукая позиция. Форд упускал главное: что у любого продукта или услуги всегда есть две составляющие — ядро (их основное назначение) и дополнения (новые функции и свойства). И в любой индустрии баланс между ними постоянно смещается: для потребителей важнее то базовые функции, то дополнительные возможности.
В 1908 году автомобиль был воплощением чистой идеи «довезти до места и доставить обратно». Однако к 1920-м годам положение изменилось, а модель «T» осталась прежней. У американцев завелись деньги и досуг, чтобы их тратить. Автомобиль перестал быть просто механизмом, теперь он отражал статус своего владельца. Это понял президент General Motors Альфред Слоун-младший, и в ответ на запросы рынка его компания выработала новую стратегию — разнообразить и совершенствовать свои модели. GM начала продавать машины разных цветов и каждый год обновлять ассортимент. Как писал журнал Fortune, «Chevrolet — для простой публики, Pontiac — для бедных, но гордых, Oldsmobile — для тех, кто ценит удобство и скромность, Buick — для честолюбивых, а Cadillac — для богатых».
К 1927 году дополнительные возможности по значимости заметно перевесили основные функции автомобиля. После Второй мировой войны баланс сдвинулся еще сильнее. Как говорил один из руководителей Ford, «США — это большая страна, c большими людьми и большими собаками. Американскому покупателю нужен автомобиль с волосатой грудью — Гэри Купер на колесах, а не детская коляска». К середине 1950-х в Америке выпускались машины, больше похожие на океанские лайнеры из сверкающей стали, с хвостовыми стабилизаторами, как у реактивных истребителей. Они могли быть опасными, ненадежными, жгли прорву бензина, однако многочисленные «прибамбасы» маскировали все их недостатки.
Но наступил нефтяной кризис, потом — застой и инфляция 1970-х. Потребности американцев изменились — им снова понадобилось просто транспортное средство. Автоконцерны «большой тройки» как могли отрицали это — а вот японцы поверили. Они предложили американцам именно то, что им было нужно: машины, которые «довезут на место и обратно» надежно и дешево.
На этот раз в трясине отрицания увязли уже все американские автопромышленники. Они никак не могли смириться с мыслью, что восьмицилиндровые монстры — это не абсолютная вершина технического прогресса. Однако, как показывает история, прогресс вообще никогда не останавливается. И потом, разве синдромом отрицания была поражена только автомобильная отрасль, не сумевшая удовлетворить изменчивый потребительский спрос? Вряд ли. Достаточно вспомнить о провалах компаний Kmart, Digital Equipment, Firestone и Bear Stearns — этот список можно продолжать еще долго. Кроме того, отрицание проявляется по-разному — от игнорирования внешних факторов, таких как технологические инновации и демографические изменения, до искаженного представления о ресурсах и возможностях компании.
Не допустите подобного в вашей компании.
http://www.hbr-russia.ru/issue/40/398/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):