суббота, 11 сентября 2010 г.

Коми Ыбица



Автор: Елена Шелест
 
Начнем с того, что бренд и «легенда» - разные понятия.

Легенда – это ядро, начинка. Легенда нашего этнопарка может и должна быть основана именно на финно-угорских сказках и мифах. (Я бы остановилась на известных всем «Калевале» и «Яг-Морте», но это отдельный разговор.)

Павел Микушев "Рождение мифа"
Бренд – понятие более широкое. Это то, что будет работать на имидж парка в целом по республике и за ее пределами. В соответствии с которым будет развиваться его развлекательная часть, то - с чем он будет ассоциироваться.

Имидж - это образ, который всплывает при упоминании бренда, и он (образ), естественно, должен быть положительным.

Я думаю, совсем не обязательно название парка должно быть на коми или любом другом языке финно-угров. Мы воссоздаем не коми деревню, а строим новый этнопарк, главная задача которого – привлечь сюда народ. А народ (и особенно молодежь) поедет туда и только туда, где интересно, модно, прикольно и т.п.

Предлагаю «плясать от печки». То есть - от самого названия села Ыб. Это название уже само по себе интересное и необычное. Ыб – возвышенность, холм. Село и его название – одно из самых старейших в России и уж точно единственное. Это вам не Макариха, Даниловка или какая-нибудь иная Грязь.

Опять же буква «Ы». Как известно, слов на эту букву в русском языке нет. А в коми – есть. Вот вам и изюминка. Букву «Ы» в названии ни в коем случае нельзя терять или менять на «И». Никаких табличек с русифицированной надписью «Иб» быть не должно! «Ы» - это наша местная фишка!

Коми Ыбица – это интересно, свежо и уж точно не скучно. Представьте, вы решаете с друзьями, куда поехать в выходные. Вот вам два диалога:

- А поехали завтра на Ыбицу?
- Клево! Только давай на весь день, чтобы подольше, а то в прошлый раз не все успели посмотреть…
_____________________________________

- Слушай, махнем сегодня в «Вöруолу»?
- Чо, с ума сошел, чо я там не видел?!

Название «Вöркола» (пусть простит меня автор, уважаемый мной человек) не может устроить никого. Оно просто неблагозвучное - и все тут. А название должно быть таким, чтобы оно легко ложилось на слух, легко произносилось, вызывало приятные эмоции и было понятно для большинства людей во всем мире.
Все знают, что такое Ибица, но мало кто бывал на ней. У нас будет своя Ыб-ица!
Это название ЛЕГКО можно было продвигать хоть на федеральном, хоть на мировом уровне. Ыбица - это понятно, образно, заманчиво и прикольно...

Ибица – это то, что каждый слышал, но не каждый может себе позволить. А у нас – она есть! 
Ибица – это далеко и дорого. А у нас - близко и доступно!

Сравним.

*Ибица - остров Балеарского архипелага, расположенный в 92 км от Валенсии и в 200 км от Африки. Его длина - 40, ширина - 20 км. Именно сюда в поисках приключений и острых ощущений приезжают молодёжные компании со всего мира. Здесь море развлечений, свободная обстановка, круглый год ласковое море и солнце. Когда-то это был центр «хипповской» контркультуры, а сегодня - модный центр для большей части мирового бомонда: художников всех направлений, звезд кино и музыки, топовых ди-джеев, моделей, журналистов, политиков и бизнесменов.

*Ыбица – парк-поселение, расположенный в 55 км от столицы Республики Коми и растянувшийся на несколько километров вдоль реки Сысолы. Помимо старины и культовых объектов, которые (безусловно!) тоже очень интересны, здесь будет современный досугово-развлекательный центр, конгресс-холл, площадка для проведения национальных игр, гуляний и обрядов, сад финно-угорской скульптуры, летний театр. Кроме того, уникальный природный ландшафт, который позволяет развивать многие виды спорта, включая экстремальные. И тоже - круглый год.

…Россия, как отмечают многие ученые, страна с архаичной культурной традицией. Мы бесконечно ищем себе подпорки «в славной истории», компенсируем собственные неудачи ностальгией по державному прошлому, в котором «зато мы победили фрицев, делали ракеты, а также в области балета…»

Вот Япония, например, нацелена вперед, в будущее. Это страна восходящего солнца. А Россия – вся взгляд назад. Мы все время что-то пересматриваем, судим и реабилитируем… Сохраняем зачем-то хижины деревянного «зодчества» и не хотим замечать, что все вокруг предпочитают строить дворцы.

Сохранять старые традиции хорошо, но не менее важно стремиться создать что-то новое. Главная идея нашего этнопарка должна быть не просто «сохранить прошлое», а, зная его, активно жить в настоящем и строить будущее.

Раньше мы хотя бы всей семьей смотрели телевизор, а теперь с самыми близкими людьми, бывает, общаемся только через скайп и социальные сети. Всем нам нужно место, где мы будем вместе.

Теперь об эмблеме.

Павел Микушев "Игры героев"
Эмблема Финно-угорского этнокультурного парка может представлять собой стилизованное изображение коми промыслового календаря, но в современной обработке. То есть вместо зверей, на которых в зависимости от времени года шла охота у древних финно-угров, можно изобразить человечков (читай туристов), которые «удят рыбу», «катаются на лыжах», «стреляют из арбалета», «плывут на лодке». То есть, занимаются тем, что предлагает им этнопарк.

Еще вариант. У этнофутуриста Павла Микушева есть чудесная картина «Свадьба рыбы и медведя». Если попросить художника поработать в этом направлении – тоже могла бы получилась чудесная эмблема.

И последнее. Кураторство темы этнопарка не должно быть переложено (равно как и поручено) исполкому межрегионального общественного движения «Коми войтыр». Идею парка, как правильно заметил господин Уманский, предстоит рекламировать на федеральном, межрегиональном и международном уровне, а значит, в ней не должно быть местечковости.
Это парк не только коми народа, а парк Республики Коми.

Наша новая будущая достопримечательность.


Дополнительно: Павел Микушев.


"Яг Морт". Фантастическая реальность:

ГТРК "Коми Гор", Студия "Печфильм" Театр "Фантастическая реальность" 2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):