27 августа 2008 года — 100 крупнейших мировых компаний сектора лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности показали разные финансовые результаты в 2007 г., что отражает существенные различия в деловой и экономической ситуации в разных регионах.
Согласно данным одиннадцатого ежегодного Всемирного обзора лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности (Global Forest, Paper and Packaging Industry Survey), подготовленного фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC), тремя ведущими регионами по прибыли на задействованный капитал (ROCE), основному показателю результатов деятельности, были Латинская Америка (7,8%), развивающиеся страны Азии (7,3%) и США (5,5%). Канадские производители продемонстрировали самый низкий показатель среднего ROCE — минус 0,1%, что отражает финансовый кризис, переживаемый канадским сектором лесной промышленности. Общий средний показатель ROCE компаний, включенных в обзор, был относительно ровным по сравнению с показателем предыдущего года, составившим 4,8%, и значительно отличался от целевых показателей отрасли 10–12%.
Быстроразвивающиеся рынки, в первую очередь Китай и Индия, оказались более устойчивыми и продолжили активное развитие. В 2007 г. сохранился высокий рост ВВП в Китае (11,4%), Индии (9,2%), России (8,1%) и Латинской Америке (5,6%). Ведущими регионами в области лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности среди стран с быстроразвивающейся экономикой являются Азия, в частности Китай, а также Латинская Америка и Россия.
Алексей Иванов, партнер, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности PricewaterhouseCoopers комментирует:
«Международный сектор лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности подвержен большому влиянию как коммерческих, так и природоохранных факторов, что создает новые возможности для одних регионов и ставит сложные задачи перед другими. Предприятия с самыми низкими производственными затратами находятся в наиболее выгодном положении с точки зрения управления колебаниями валютных курсов и ростом затрат, что позволяет им использовать новые возможности и выходить на новые рынки».
Среди компаний, показавших самые высокие результаты в 2007 г., Группа Setra (Швеция), которая занимает первое место по показателю ROCE (25,2%), на втором месте — Kimberly-Clark Mexico с показателем 20,3%, а на третьем — Kimberly-Clark (США), которая достигла показателя ROCE 15,2%.
Согласно данным обзора, коэффициент реинвестиций капитала, т.е. капиталовложения в процентах от амортизации – показатель, отражающий уровень замены устаревающих активов капитальными инвестициями, среди 100 ведущих компаний по версии PwC составил 1,2, в то время как этот показатель в предыдущие годы составлял менее 1,0. Эта положительная тенденция во многом объясняется ростом доли китайских и латиноамериканских производителей, показатели которых составили 3,08 и 2,84 соответственно. На противоположном конце шкалы находится Канада, чей показатель реинвестиций в 2007 г. составил 0,4. Ожидается рост слияний и закрытий компаний в таких регионах, как Северная Америка, где имеются небольшие старые предприятия, которые не в состоянии конкурировать с высокотехнологичными низкозатратными производителями в Латинской Америке.
Действительно, отраслевой рост по-прежнему обеспечивается за счет компаний лесной промышленности, работающих в странах с развивающейся экономикой, в первую очередь в Китае, Индии, Латинской Америке и России. С точки зрения поставок становится все более очевидным, что конкурентное преимущество принадлежит Южной Америке, в то время как Китай оказывает основное влияние на объемы спроса. Кроме того, растет число компаний из стран с развивающейся экономикой в списке 100 ведущих компаний по версии PwC, и в 2007 г. в этот список были включены Sino Forest, Shangdong Huatai Paper и Lee & Mann Paper из Китая и Ballarpur Industries из Индии.
Что касается суммы выручки, то на первом месте в списке 100 ведущих компаний по версии PwC в 2007 г. оказалась американская компания International Paper, объем продаж которой составил 21,9 млрд долл. США, что несколько ниже, чем показанная ей в 2006 г. сумма 22,0 млрд долл. США. На втором месте — финская Stora Enso с объемом продаж 18,32 млрд долл. США, что на 12% выше, чем в 2006 г. (16,27 млрд долл. США). Американская компания Kimberly-Clark занимает третье место с показателем 18,27 млрд долл. США, что на 9% выше прошлогодней суммы 16,75 млрд долл. США. На крупнейшие 20 компаний из списка 100 ведущих компаний 2007 г. по версии PwC приходится около 60% от общей суммы продаж.
Алексей Иванов продолжает:
«Из многих экономических факторов, оказавших воздействие на отрасль, продолжающееся снижение курса доллара США относительно других мировых валют, рост транспортных затрат, стоимости сырья, особенно древесного волокна, материалов, топлива и электроэнергии, легли тяжелым бременем на финансовые результаты».
Россия
Россия является одной из стран мира с наиболее высокими темпами роста экономики. Спрос на бумажную продукцию стимулируется высоким уровнем внутреннего потребления. Активно развивающийся строительный сектор (новое строительство и ремонт) обеспечивает высокий спрос на лесоматериалы. Россия обладает самыми крупными неиспользованными лесными ресурсами в мире. Таким образом, налицо серьезные базисные факторы. Однако для остального мира наиболее важным событием в области лесной и целлюлозно-бумажной промышленности стал российский план введения жестких тарифов на экспорт непереработанных лесоматериалов в тот момент, когда страна становится крупнейшим мировым экспортером древесины. До 1 июля 2007 г. пошлина составляла 6,5% (при минимальном уровне 4 евро за куб. м). В отношении хвойной древесины эти пошлины повышены до 20 и 25 %% с 1 июля 2007 г. и с 1 апреля 2008 г. соответственно, при этом с начала 2009 г. планируется их повышение до 80% (при минимальном уровне 50 евро за куб. м). В отношении березовой древесины введение пошлины отложено до 2011 г., когда она повысится с нуля до 80%. Уже осуществленные и предстоящие повышения тарифов беспокоят как соседей России, которые рассчитывали на поставку такой древесины, так и более отдаленные рынки. Причиной появления такой программы повышения экспортных пошлин на древесину является желание России развивать производство лесной продукции с добавленной стоимостью для поставок на внутренние и экспортные рынки. Если такая программа будет полностью реализована, то, вероятнее всего, лесозаготовка в России станет экономически выгодной только в том случае, если древесина будет перерабатываться на месте. Пока еще рано судить о действенности этой тарифной политики в плане решения поставленных задач. Были предприняты определенные шаги в осуществлении инвестиций в переработку древесины, однако, несмотря на обилие заявлений, крупные проекты в области производства целлюлозы еще ждут своего осуществления. Соответственно, уровень лесозаготовок в России, по крайней мере в краткосрочной перспективе, может снизиться, что потенциально окажет серьезное дестабилизирующее воздействие на международный рынок поставок леса.
Потенциальные иностранные инвесторы сохраняют осторожность в отношении значительных инвестиций в Россию, несмотря на быстрый рост внутреннего спроса и высокий экспортный потенциал, поскольку они учитывают такие факторы, как отсутствие развитой инфраструктуры, незаконные лесозаготовки и риски, связанные с государственной политикой в данной области.
Алексей Иванов считает:
«Российскую промышленность ожидает период устойчивого экономического развития. Россия обладает крупнейшими запасами природных ресурсов, которые в настоящий момент недостаточно разработаны и недостаточно используются, кроме того, она соседствует с самым крупным международным рынком — Китаем. Учитывая резкий рост российских экспортных пошлин, инвестиции в лесопереработку в России представляются вполне оправданными с экономической точки зрения».Источник
Публикации:
Ежегодный обзор мировой лесной, целлюлозно-бумажной и упаковочной промышленности, издание 2008 г. Обзор результатов 2007 г.
Скачать с сайта PricewaterhouseCoopers 1,31 Мб
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):