понедельник, 22 сентября 2008 г.

Драма в лесу

Елена Денисенко, заместитель главного редактора журнала «Эксперт Северо-Запад».

Заградительные пошлины на экспорт необработанного леса и низкий спрос на пиломатериалы на европейском рынке могут обернуться кризисом для лесозаготовителей Северо-Запада.

В первом полугодии, по данным Минэкономразвития, объемы заготовки леса в стране упали до 92,4% к уровню 2007 года. На фоне продолжающегося роста промышленного производства (5,4% за полугодие) ситуация с лесозаготовками выглядит особенно безрадостной. Падение, однако, не коснулось крупных лесопользователей:
целлюлозно-бумажные комбинаты и большие деревоперерабатывающие производства исправно подвозили сырье со своих делянок. Статистику портят малые и средние предприятия, обеспечивающие до трех четвертей лесозаготовок в стране. С начала года они сокращают объемы производства, останавливают работу, а то и вовсе покидают отрасль. По словам представителей лесного бизнеса, в сложившейся экономической ситуации заготовка древесины становится делом малорентабельным, во многих случаях – убыточным.

«Кризис лесозаготовок наступил еще в последнем квартале 2007 года, но его начало мало кто заметил. Он нарастал, разворачивался и дошел до драматических явлений», – так прокомментировал протекающие в отрасли процессы управляющий директор дивизиона лесозаготовок холдинга «Инвестлеспром» Федор Грабар.

Десятилетний минимум

Накал драмы неодинаков в разных частях страны. Объемы лесозаготовок в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока даже нарастают, подогреваемые неиссякаемым китайским спросом на российскую древесину и изделия из нее. Лесная промышленность СЗФО находится в кардинально ином положении. Она прочно привязана к европейскому рынку, на который вывозится не менее половины продукции ЛПК. Объемы лесозаготовок в Северо-Западном регионе страны в 2008 году снижаются быстрее, чем в среднем по России.

Но и внутри СЗФО картина неоднородна. Наиболее уверенно чувствуют себя лесозаготовители тех областей и республик, на территории которых есть крупные ЦБК и современные деревоперерабатывающие предприятия (Ленинградская, Архангельская области). Хуже приходится предприятиям в регионах, традиционно ориентированных на экспорт лесного сырья или пиломатериалов, – Вологодской, Новгородской, Псковской областях, Карелии. Не лучше обстоит дело в Коми – на ее территории имеется единственный мощный ЦБК, а вывоз излишков сырья в другие регионы экономически нецелесообразен из-за длины транспортного плеча.

«С марта этого года впервые в этом десятилетии на лесопильных предприятиях появился избыток пиловочника, и они прекратили закупки древесины у местных заготовителей. В результате остатки сырья на складах лесопилок сейчас больше, чем в 2007 году, а сами заготовки снижаются», – говорит исполнительный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Владимир Бондаренко.

Если сокращение лесозаготовок в Коми укладывается пока в рамки статистической погрешности, то в Новгородской области, судя по выданным порубочным билетам, в 2008 году будет заготовлено около половины объема 2007−го. Затоварены лесные склады и в Вологодской области. Ситуация заставляет прибегать к экстренным мерам. «Ежегодно с начала сентября мы выходили на вахту, то есть производили заготовку вахтовым методом в условиях бездорожья с последующим вывозом в холодное время года по зимним лесовозным дорогам. В этом году, видимо, не будем организовывать такие работы, в связи с тем что на сегодняшний день остатки готовой продукции по предприятиям – около 180 тыс. кубометров (что более чем вдвое превышает остатки продукции на это время)», – говорит генеральный директор холдинговой компании «Вологодские лесопромышленники» Евгений Цветков.

Последствия кризиса наиболее ощутимы в Карелии. Выручка лесозаготовителей с начала года упала на 18−20%, бизнес ушел в минус. Два крупных предприятия («Ауэр и Варлен завод» и «Пегас Интернейшнл») остановили производство, а третье, Кемский ЛДЗ, готовится к консервации. Как сказал министр лесного комплекса Карелии Владимир Юрьев, «такого в лесозаготовке не было уже десять лет».

Себе в убыток

Исполнительный директор Конфедерации ЛПК Северо-Запада Денис Соколов утверждает, что малые и средние лесозаготовители вынуждены продавать свою продукцию ниже себестоимости. «Мы разработали методику расчета эффективности лесозаготовок для Ленинградской области. Подсчитали себестоимость заготовки и вывоза кубометра леса. Зная коэффициент присутствия на участке леса разных видов древесины (пиловочника, фанкряжа, баланса, дровяной древесины), несложно высчитать среднюю цену реализации. Еще в 2006 году картина получалась удручающая – усредненная цена составляла 536 рублей за кубометр при себестоимости в 570 рублей», – рассказывает Соколов.

По словам Соколова, в прошлые годы лесозаготовителям удавалось «размазывать» затраты (заводя, к примеру, собственную лесопилку), даже не очень праведными методами (оставляя дешевую древесину гнить в лесу). В этом году привычные методы «оздоровления» экономики бизнеса больше не работают. Себестоимость заготовок резко возросла, прежде всего – за счет увеличения цен монополистов: тарифы на железнодорожные перевозки поднялись по сравнению с 2007 годом примерно на 20%, цены на топливо – на 24%.

Кроме того, новой редакцией Лесного кодекса на арендатора возложены существенные затраты, связанные с лесовосстановительной, лесохозяйственной деятельностью и охраной леса. «Даже тот минимум, который должен возмещаться из федерального бюджета, до арендатора не доходит из-за отсутствия механизма возврата средств», – говорит Денис Соколов.

Рост затрат совпал с крайне неблагоприятной ценовой конъюнктурой. Если 2007 год характеризовался почти двукратным увеличением цен на необработанную древесину (из-за дефицита сырья, возникшего вследствие сложных погодных условий), то с начала 2008−го цены устремились вниз и продолжают падать до сих пор. «В прошлом году мы поставляли на комбинат „Пестово-ново“ пиловочник (часть ствола, идущая на изготовление пиломатериалов. – „Эксперт С-З“) по цене 2400 рублей за кубометр, а в этом – по 1880 рублей. Еловый баланс (сырье для ЦБК. – „Эксперт С-З“) Кондопожский комбинат покупал по 1700 рублей за кубометр. Сегодня продаем по 1200 рублей», – рассказывает генеральный директор новгородской компании «Адепт Лес Холдинг» Александр Юркин.

Ценовой тупик

Резкое снижение цен на продукцию лесозаготовителей СЗФО обусловлено воздействием двух ключевых факторов. Первый – макроэкономический. «Ипотечный кризис США сказался на их рынке деревянного домостроения, который упал в текущем году на 40%. Канадские лесопереработчики (основные поставщики деревянных стройматериалов в США) переориентировались на европейский рынок, который под этим мощным потоком пошел вниз», – поясняет Владимир Бондаренко.

Цены на пиломатериалы на европейском рынке начали падение уже в августе 2007 года и, как считают эксперты, сейчас стабилизировались на минимальном уровне. Российские производители стройматериалов проигрывают конкуренцию в ужесточившихся условиях. «Если российская сырая доска стоит 6,5 тыс. рублей за кубометр, а в Европе можно купить кубометр сухой за 140 евро, кому нужна наша продукция?» – задается вопросом Соколов.

Внутренний спрос, росший в последние годы, также оказался не в состоянии переварить не востребованные Европой пиломатериалы. «Половая доска в этом году почему-то не идет, и окна не идут, хотя два года назад спрос рос. Видимо, дань моде – даже в деревне люди стали использовать пластиковые стеклопакеты и сайдинг. Получается, что мы в производстве как бы опережаем время, потому что деревянные изделия, так популярные в Европе, в России войдут в моду только лет через десять», – сокрушается директор псковской компании «Росич» Валерий Белавин.

Сокращение сбыта пиломатериалов снизило потребность переработчиков в пиловочнике. Его более низкосортные виды стали продаваться на ЦБК в качестве баланса. Спрос лесопилок и целлюлозных комбинатов оказался ниже предложения, цены на внутреннем рынке также поползли вниз.

Одновременно российский рынок испытывает на себе воздействие второго фактора – государственно-политического. Поэтапное, с середины 2007 года, повышение таможенных пошлин на вывоз круглого леса резко снизило рентабельность этого вида бизнеса. По сравнению с дореформенным периодом пошлины поднялись с 6,5 до 25% (но не менее 15 евро за кубометр), что сильно снизило интерес основных покупателей – североевропейских переработчиков – к российскому балансу.

Правительство страны отчасти достигло обозначенной цели – экспорт сырья сокращается. К примеру, Карелия, один из самых «вывозящих» регионов, в этом году уменьшила экспорт круглого леса почти на 27%. Но во весь рост встала новая проблема – оставшаяся в пределах государства древесина оказалась невостребованной. За полтора года, как выяснилось, новые ЦБК построить невозможно, а мировой кризис и вызванное им сокращение рынка пиломатериалов предугадать не удалось.

Час икс

Лесозаготовители со страхом ждут 1 января 2009 года, когда случится окончательное повышение пошлин – до 80%, но не менее 50 евро за кубометр. Особые опасения вызывает намерение правительства установить заградительные пошлины на вывоз лиственных балансов диаметром более 15 см, практически не имеющих сбыта внутри страны.

«С введением заградительных пошлин лесной комплекс европейской части России попадает в своеобразные ножницы. С одной стороны, с учетом расширения действующих мощностей и внедрения новых инновационных проектов ожидается дефицит хвойной древесины и для его покрытия необходимо увеличивать объемы заготовки древесины. С другой стороны, значительно возрастет объем лиственной древесины, сбыт которой внутри России невысок, а вывоз за рубеж ограничивает государство», – говорит Евгений Цветков.

«При таком уровне пошлины отгрузка необработанного леса за границу становится нерентабельной, – вторит ему Александр Юркин, – такой цены на рынке просто нет. В Новгородской области, где доля лиственных лесов в составе лесосек очень высока, это означает примерно 500 тыс. кубометров невостребованного баланса, который сегодня перерабатывается на комбинатах Европы. Альтернативных потребителей нет. Ближайший ЦБК, Светогорский, не в состоянии переработать высвобождающийся объем. Поставки на Архангельский и Котласский ЦБК окажутся нерентабельными при нынешнем железнодорожном тарифе», – говорит Юркин, поясняя, что если до середины ноября правительство РФ, учитывая изменившуюся макроэкономическую ситуацию, не отложит ввод пошлин на лиственный баланс, «Адепт Лес Холдинг» покинет лесной бизнес.

Наиболее пессимистично настроенные эксперты прогнозируют скорый коллапс отрасли. «Из леса уйдут многие представители малого и среднего бизнеса. Исход уже начался – все больше лесозаготовительных компаний выставляется на продажу. Скорейшим следствием будут социальные проблемы в лесных поселках. В среднесрочной перспективе рухнут объемы заготовки, образуется дефицит сырья. В долгосрочной – мы потеряем лесозаготовительную отрасль: технически оснащенные производства, квалифицированные кадры. А у нас в стране есликакая-то отрасль падает, то ее очень трудно восстановить», – высказывает опасения Денис Соколов.

Зерна от плевел

Впрочем, есть и другой взгляд на ситуацию. По мнению представителей крупного лесного бизнеса, ужесточение условий оздоровит ЛПК, вымыв слабые, технически плохо оснащенные, работающие в «тени» предприятия. «Надо бороться не с рынком, а с расходами. Это требует совокупных усилий властей и бизнеса. Власти должны строить дороги и пересмотреть нормативы лесопользования, сделав его экономически выгодным для заготовителей. Бизнес, со своей стороны, должен выстроить систему, повышающую производительность труда», – замечает Федор Грабар.

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления Группы «Илим» Дмитрия Чуйко, малым предприятиям никогда не обеспечить объемов лесозаготовок и лесопользования, сопоставимых с показателями крупного бизнеса. «В определенных районах Архангельской области производительность труда наших лесозаготовительных бригад в десять раз выше, чем в работающих там же небольших компаниях, на особо удачных участках – в 25 раз», – утверждает Чуйко.

Впрочем, число тех, кто входит в лес с бензопилой, сильно сократилось: в течение благоприятных 2006−2007 годов в отрасли шло активное перевооружение. Очереди на покупку харвестеров растягивались на восемь-десять месяцев. По мнению Дмитрия Чуйко, лучший выход для «малышей», успевших технически перевооружиться в хороший для отрасли период, – стать подрядчиками в лесозаготовительных подразделениях крупных холдингов. «Группа „Илим“ заготавливает на арендованных участках 47% леса от потребности, причем частично заготовки производятся силами подрядных бригад. В Сибири подрядчики выполняют 10−12% работ, в европейской части – всего 3%. Но мы готовы расширять сотрудничество с подрядчиками, в том числе предлагаем им помощь в сервисе техники. И на рынке в последнее время растет предложение подрядных услуг», – констатирует Дмитрий Чуйко.

Точка зрения представителей лесных холдингов во многом справедлива: компаниям, не умеющим осваивать новые технологии и «укрощать» издержки, не место в бизнесе. Но позиция «слабые виноваты сами» все же не дает ответа на все вопросы.

Во-первых, из отрасли уйдут не только слабые и отсталые. Упомянутый «Адепт Лес Холдинг» закупил современные лесозаготовительные комплексы и планировал в этом году вложить 40 млн рублей в новую технику. Александр Юркин справедливо отмечает, что себестоимость леса зависит не только от качества применяемой техники и грамотности кадров, но и от состава лесосеки и удаленности места заготовок от потребителя.

Холдинг «Вологодские лесопромышленники» тем более невозможно причислить к отстающим. «Процесс резкого подорожания топлива вынуждает нас ускоренными темпами переходить на более производительную технику на заготовке (сортиментные, хлыстовые комплексы John Deere) и на вывозе (автопоезда Volvo) и, соответственно, менее энергоемкую», – рассказывает Евгений Цветков.

Холдинг вкладывает немалые средства в развитие переработки – строит на территории области два лесопильных завода совокупной мощностью 330 тыс. кубометров в год и планирует организацию совместного с финнами плитного предприятия. Но, как видим, инвестиционная активность и освоение современных технологий заготовки и переработки древесины панацеей не стали. Холдинг уже сегодня работает практически без прибыли, сокращает объемы лесозаготовки, уходит с отдаленных участков. Вскоре жизнь предприятия станет еще сложнее, так как нет ответа на второй вопрос – куда сбывать с начала следующего года лиственную древесину?

Наконец, можно взглянуть на ситуацию в перспективе. Когда спрос на пиломатериалы на внешнем рынке восстановится, а в России введут в строй хотя бы каждый пятый из заявленных ныне ЦБК, потребность в древесине многократно возрастет. Сильно поредевшая лесозаготовительная отрасль вряд ли сможет ответить на рост спроса быстрым и адекватным расширением предложения.

Санкт-Петербург – Сыктывкар – Псков

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):