среда, 30 июля 2008 г.

Процесс постановки целей

Оригинал статьи

Очень сильно упрощая, можно считать, что всякая деятельность представляет собой определенные действия по достижению определенной цели, а эффективной деятельностью можно считать ту, при выполнении которой цель достигнута.

Если нет цели, то получаем то самое "движение есть, а прогресса нет", что чаще всего бесполезно и печально.

Таким образом, именно цель (результат) является ключевым понятием, с которого должна начинаться всякая деятельность, и проектная деятельность не является исключением. Одна из самых опасных ошибок в управлении проектами - начинать работать, не понимая целей. Цели надо ставить, поэтому стоит обсудить, как ставить их правильно.

Процесс постановки целей (целеполагание, goal-setting) уже изучен многочисленными нтересующимися "вдоль и поперек", и в ходе этого изучения было разработано большое количество моделей и методов.

Первым в очереди на рассмотрение, безусловно, является метод SMART. Авторство приписывают Питеру Друкеру, гуру менеджмента.

В принципе, ничего особенного в этой теории нет - пять английских букв, удобно запоминать. Хорошие универсальные принципы, из который потом выросла такая теория, как Management by Objectives и т.п.

Для более глубокого погружения в тему SMART целей очень рекомендую ознакомиться со статьей Keys to smart goal setting. Статья сопровождается красочной и большой ментальной картой, и не смотря на сильный крен в сторону личного целеполагания, заслуживает изучения.

Например, упоминается аббревиатура SMARTFORME, которая добавляет еще пять принципов:

  • F (Focused) - сфокусированные: все цели должны быть взаимосвязаны и подчинены достижению некой общей укрупненной цели. Не распыляйтесь.
  • O (Optimistic) - оптимистичные: вы ведь хотите достичь чего-нибудь хорошего, верно?
  • R (Ready) - готовы к достижению: не ставьте перед собой целей, которые очень сильно зависят от других людей и обстоятельств, которые вы не контролируете. Вы должны быть готовы начать работать над своими целями прямо сейчас.
  • M (Meaningful) - наполненные смыслом: они должны иметь для вас значение. Они должны приносить пользу. Бессмысленные цели трудно достичь, да и зачем?
  • E (Exciting) - яркие: цели должны вдохновлять. Если цель вызывает у вас зевоту - плохо дело. А вот если вы обдумываете цель даже, когда обедаете, значит, она вас увлекла.
Дополнительно: Карта действий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):