четверг, 26 марта 2009 г.

Оседлать кризис.


Ростислав Гольдштейн, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока .

Урал: промышленный и полярный 

Кризис – это крайности. В условиях кризиса есть две модели поведения. Одна из них предусматривает жесточайшую экономию, отказ от реализации подготовленных проектов, заморозку проектов начатых, сохранение средств и возможность в дальнейшем перенаправить их на решение «горящих» проблем. 

Другая модель заставляет именно во время кризиса сконцентрировать все ресурсы на перспективных направлениях. Мне ближе именно такой подход. Самый серьезный кризис имеет временные рамки: рано или поздно он закончится. Важно, в каком состоянии экономика будет в этот момент. Реализация крупных проектов в промышленной сфере предусматривает создание комплексной инфраструктуры, которая в свою очередь является стартовой площадкой для реализации проектов новых. Отказ от продолжения таких проектов приведет к тому, что к моменту выхода из кризиса в стране сложится ситуация, когда процесс реанимации отложенных проектов создаст вакуум в процессе роста промышленного производства. И вот тогда в выигрышном положении окажутся экономики тех стран, в которых крупные промышленные проекты продолжали реализовываться. 

Вот почему так важно не замедлять поступательное развитие экономики, а оно в свою очередь невозможно без опережающего развития инфраструктуры. Эта аксиома выходит на первый план при реализации крупных инвестиционных промышленных проектов, таких, как «Урал промышленный – Урал полярный». Многократное увеличение добычи угля, марганца, хрома и других редких металлов вызовет серьезный рост грузоперевозок не только в регионе Полярного Урала, но и по многим другим направлениям.  

Серьезным тормозом на пути роста промышленного производства в регионе может стать несовершенство существующей энергетической и транспортной инфраструктуры. По этой причине в концепции проекта «Урал промышленный – Урал полярный» необходимо предусмотреть совершенствование транспортной и энергосети. Сокращение транспортных расходов при реализации продукции металлургии и машиностроения может существенно снизить себестоимость, а значит, ускорить окупаемость всего проекта. 

Бескрайние северные просторы становятся серьезным препятствием на пути освоения природных богатств Севера России. Удаленность конечных потребителей продукции горнорудной промышленности и металлургии от районов добычи и существующих производств становится серьезным препятствием для того промышленного прорыва, которого все так ждут. Вопрос о необходимости создания кратчайшего маршрута для доставки продукции Уральского региона европейским потребителям стоит очень давно. Наиболее оптимальным решением является завершение строительства «Белкомура» и строительство Архангельского глубоководного порта, предназначенного, согласно проекту, для обработки в том числе и насыпных грузов. Как видно из схемы, «Белкомур» является логическим продолжением транспортной инфраструктуры, которую планируется создать в ходе реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный». 

Создание такого транспортного коридора с выходом к глубоководному порту Архангельск откроет перед уральскими производителями новые перспективы для выхода на европейские рынки и создаст условия для серьезного повышения их конкурентоспособности. 

Ресурсная база месторождений Полярного и Приполярного Урала оценивается в 43 трлн рублей. Реализация проекта позволит южно-уральским промышленным предприятиям уйти от зависимости в поставках сырья из-за рубежа и сэкономит значительные финансовые средства, поскольку сократит транспортное «плечо» поставок до 300 км.  

Основой устойчивого функционирования экономики России является сбалансированное построение структуры промышленного производства. Необходимость ухода от сырьевой модели развития и задача увеличения доли высокотехнологичных производств диктуют необходимость развития горизонтальных связей в строящейся экономической модели. 

Положительный пример интеграции регионов Уральского федерального округа в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» на условиях равноправного и взаимовыгодного партнерства наглядно демонстрирует, как в сложных условиях глобального финансово-экономического кризиса можно объединять ресурсы федерального центра, регионов и частных инвесторов для реализации долговременного проекта. Интеграция проектов «Урал промышленный – Урал полярный» и «Белкомур» позволит выйти на новый уровень промышленно-экономического сотрудничества, объединив усилия регионов Уральского и Северо-Западного федеральных округов в реализации столь масштабного начинания. 

Плюсы подобного подхода очевидны:  

  • освоение новых месторождений Полярного Урала позволит уменьшить зависимость металлургических предприятий от импорта руды и рудных концентратов, 
  • развитие энергетической инфраструктуры в рамках энергетической стратегии Российской Федерации, которое приведет к изменению баланса газа и угля в энергетической отрасли региона и страны в целом, создание целостного транспортного комплекса с выходом к морским путям, которое объединит регионы Уральского и Северо-Западного округов,  
  • приток средств на предприятия смежных отраслей за счет размещения заказов на разработку и производство оборудования и материалов, необходимых для реализации инфраструктурного проекта, создание десятков тысяч рабочих мест, что в условиях существующего кризиса изменит к лучшему социальную обстановку в регионах. 

Абсолютно солидарен с теми, кто считает, что кризис можно и нужно использовать. Извлечь максимальную выгоду из нынешней ситуации можно только одним способом. Для этого нельзя терять ни одного дня. Когда невозможно воплотить мощнейшие и масштабнейшие проекты, нужно вплотную заниматься их подготовкой. То есть решать инфраструктурные вопросы. Тем более что строить дороги сейчас можно быстро – нет проблемы с квалифицированными рабочими кадрами и дешево – цены во время кризиса существенно изменились. Наличие государственной поддержки этих начинаний позволяет вести эффективный диалог с бизнесом. Есть новые формы сотрудничества. ГЧП. Есть политическая воля и экономическая целесообразность. Подобный симбиоз не может не привести нас к успеху.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):