Урал: промышленный и полярный
Другая модель заставляет именно во время кризиса сконцентрировать все ресурсы на перспективных направлениях. Мне ближе именно такой подход. Самый серьезный кризис имеет временные рамки: рано или поздно он закончится. Важно, в каком состоянии экономика будет в этот момент. Реализация крупных проектов в промышленной сфере предусматривает создание комплексной инфраструктуры, которая в свою очередь является стартовой площадкой для реализации проектов новых. Отказ от продолжения таких проектов приведет к тому, что к моменту выхода из кризиса в стране сложится ситуация, когда процесс реанимации отложенных проектов создаст вакуум в процессе роста промышленного производства. И вот тогда в выигрышном положении окажутся экономики тех стран, в которых крупные промышленные проекты продолжали реализовываться.
Вот почему так важно не замедлять поступательное развитие экономики, а оно в свою очередь невозможно без опережающего развития инфраструктуры. Эта аксиома выходит на первый план при реализации крупных инвестиционных промышленных проектов, таких, как «Урал промышленный – Урал полярный». Многократное увеличение добычи угля, марганца, хрома и других редких металлов вызовет серьезный рост грузоперевозок не только в регионе Полярного Урала, но и по многим другим направлениям.
Серьезным тормозом на пути роста промышленного производства в регионе может стать несовершенство существующей энергетической и транспортной инфраструктуры. По этой причине в концепции проекта «Урал промышленный – Урал полярный» необходимо предусмотреть совершенствование транспортной и энергосети. Сокращение транспортных расходов при реализации продукции металлургии и машиностроения может существенно снизить себестоимость, а значит, ускорить окупаемость всего проекта.
Бескрайние северные просторы становятся серьезным препятствием на пути освоения природных богатств Севера России. Удаленность конечных потребителей продукции горнорудной промышленности и металлургии от районов добычи и существующих производств становится серьезным препятствием для того промышленного прорыва, которого все так ждут. Вопрос о необходимости создания кратчайшего маршрута для доставки продукции Уральского региона европейским потребителям стоит очень давно. Наиболее оптимальным решением является завершение строительства «Белкомура» и строительство Архангельского глубоководного порта, предназначенного, согласно проекту, для обработки в том числе и насыпных грузов. Как видно из схемы, «Белкомур» является логическим продолжением транспортной инфраструктуры, которую планируется создать в ходе реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный».
Создание такого транспортного коридора с выходом к глубоководному порту Архангельск откроет перед уральскими производителями новые перспективы для выхода на европейские рынки и создаст условия для серьезного повышения их конкурентоспособности.
Ресурсная база месторождений Полярного и Приполярного Урала оценивается в 43 трлн рублей. Реализация проекта позволит южно-уральским промышленным предприятиям уйти от зависимости в поставках сырья из-за рубежа и сэкономит значительные финансовые средства, поскольку сократит транспортное «плечо» поставок до 300 км.
Основой устойчивого функционирования экономики России является сбалансированное построение структуры промышленного производства. Необходимость ухода от сырьевой модели развития и задача увеличения доли высокотехнологичных производств диктуют необходимость развития горизонтальных связей в строящейся экономической модели.
Положительный пример интеграции регионов Уральского федерального округа в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» на условиях равноправного и взаимовыгодного партнерства наглядно демонстрирует, как в сложных условиях глобального финансово-экономического кризиса можно объединять ресурсы федерального центра, регионов и частных инвесторов для реализации долговременного проекта. Интеграция проектов «Урал промышленный – Урал полярный» и «Белкомур» позволит выйти на новый уровень промышленно-экономического сотрудничества, объединив усилия регионов Уральского и Северо-Западного федеральных округов в реализации столь масштабного начинания.
Плюсы подобного подхода очевидны:
- освоение новых месторождений Полярного Урала позволит уменьшить зависимость металлургических предприятий от импорта руды и рудных концентратов,
- развитие энергетической инфраструктуры в рамках энергетической стратегии Российской Федерации, которое приведет к изменению баланса газа и угля в энергетической отрасли региона и страны в целом, создание целостного транспортного комплекса с выходом к морским путям, которое объединит регионы Уральского и Северо-Западного округов,
- приток средств на предприятия смежных отраслей за счет размещения заказов на разработку и производство оборудования и материалов, необходимых для реализации инфраструктурного проекта, создание десятков тысяч рабочих мест, что в условиях существующего кризиса изменит к лучшему социальную обстановку в регионах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):