Эльман Асланович, изменился механизм подачи заявок в инвестиционный фонд. Как это повлияло на процесс подготовки заявки по проекту «Белкомур»?
Действительно, мы планировали подачу заявки на 15 ноября прошлого года. Однако с изменением законодательства инвестфонд был передан из ведения министерства экономического развития и торговли РФ в министерство регионального развития. В связи с этим возникла организационная пауза в два-три месяца, в течение которых проходила передача и регулирование процессов. После передачи в минрегионразвития политика в отношении инвестфонда очень сильно изменилась. Можно сказать, она ужесточилась.
Во-первых, подход к отбору проектов, которые будут финансироваться из инвестфонда, стал более тщательным. С этой целью вводится такая процедура, как присвоение инвестпроектам рейтингов перед их рассмотрением. В минрегионразвития настаивают на том, что финансирование должно происходить не в том порядке, как это происходило в МЭРТ, то есть по хронологии подачи проектов, а в зависимости от рейтинга, от «нужности» проекта государству либо субъектам. Эта методика рассматривает много позиций, в первую очередь, это риски государства и бизнеса, так как инвестфонд работает в рамках государственно-частного партнерства.
У государства были все причины для внесения изменений. Бюджет фонда, заложенный до 2010 года включительно, составляет 1 триллион рублей, из них нераспределенными остались всего порядка 170-175 миллиардов. Именно в связи с этим в минрегионразвития осознают, что если не будет четких механизмов пополнения фонда, то после 2010 года может возникнуть дефицит.
Мы были готовы к изменениям, в конце сентября у нас уже был предварительный проект положения, поэтому, прекрасно сознавая, что по старым правилам дело не пойдет, мы всю свою работу уже тогда строили с учетом поправок. Отмечу, что если раньше мы планировали подавать заявку на проведение проектных работ и реализацию одновременно, то сейчас речь идет лишь о заявке на проведение проектирования. Заявку на реализацию в инвестфонде рассматривают следующим этапом. Во-первых, государство хочет понимания того, что оно будет строить. Во-вторых, финансирует из фонда только те объекты, которые в дальнейшем будут находиться в федеральной собственности.
Теперь перед нами стоит задача до 1 июля подать заявку в минрегионразвития. До этого времени должны пройти все экспертизы, согласования во всех министерствах, агентствах, ведомствах, которые имеют отношение к этому проекту.
Каков бюджет проекта?
Напомню, регионы решили показать, что железнодорожная магистраль «Белкомур» не просто транспортная артерия. Она оказывает существенное влияние на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы территорий. Кроме того, она входит в глобальный транспортный коридор — северный, который, в свою очередь, в федеральный транспортный проект «Восток-Запад». С этой целью разрабатывается комплексная программа развития, в которую вошли порядка 10-15 промышленных проектов на территории Пермского края и Республики Коми. Прежде всего, это проекты акционерных обществ «Сильвинит», «Соликамскбумпром», «Сода-хлорат», «Уралкалий», направленные на развитие Соликамско-Березниковского промышленного узла. Среди наших — «ЯрегаРуда», строительство Удорского целлюлозно-бумажного комбината, проект Сыктывкарского ЛПК СТЭП, «Коми Алюминий». Также в программу вошли и два инфраструктурных проекта: непосредственно строительство железной дороги Соликамск — Архангельск и Архангельского морского порта.
Для подготовки инвестиционного обоснования комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития регионов и заявки в инвестфонд создана межрегиональная инвестиционная компания «Северо-Запад — Прикамье», учредители которой — Пермский край, Коми и Архангельская область на основе частно-государственного сотрудничества. Уставный капитал компании составляет 150 миллионов рублей.
Стоимость программы оценивается в 350-400 миллиардов рублей, из них стоимость железной дороги, мы предполагаем, будет составлять до 100 миллиардов, порта — до 45 миллиардов. В составе этой программы мы выходим на правительство и просим для того, чтобы эта программа заработала, профинансировать строительство железной дороги и части порта — по новому законодательству в морских портах должны быть определенные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Какие согласования проходит проект сейчас?
Сроки у нас жесткие — чтобы до 1 июля подать документы, нам с апреля надо начинать процесс согласований. Мы подали документы для ознакомления в министерство транспорта РФ и федеральное агентство железной дороги в рамках комплексной программы. А на прошлой неделе обратились туда уже официально, предложив создать рабочую группу в рамках минтранса, в которую для продвижения проекта войдут все заинтересованные ведомства и территории-участники проекта. К ней от основного руководящего органа по реализации комплексной программы — проектного комитета — перейдет большая координирующая составляющая.
Руководство федеральных ведомств действительно видит в нас потенциальный проект, который должен следующим выйти на инвесткомиссию. Вспомним, что нераспределенными в инвестфонде осталось 170 миллиардов рублей. Этого хватит на один-два глобальных проекта или ряд небольших. Я предполагаю, в правительстве считают, что мы и будем одним из тех самых крупных проектов.
Все идет так гладко?
Есть больные вопросы. В первую очередь, это касается Архангельского порта. До сих пор официально не определен стратегический инвестор. Но подвижки серьезные проводятся как со стороны Архангельской области и проектного комитета, так и со стороны федеральных структур, в первую очередь минтранса. Руководитель ведомства Игорь Левитин в конце прошлого года на расширенном совещании по архангельскому транспортному узлу четко сказал, что вопрос с инвестором решается, все дело времени.
О своем желании стать участниками комплексной программы заявили Кировская область и Карелия…
Кировской области от проектного комитета комплексной программы направлено официальное предложение о вхождении в программу. Сейчас кировчане проводят консультации, рассматривают крупнейшие проекты, обсуждают вопрос с бизнес-кругами. Другими словами, они должны определиться с интересами своего бизнеса в участии в этом проекте, после чего мы начинаем рассматривать механизм вхождения Кировской области и бизнеса региона в программу. Свою заинтересованность они уже подтвердили.
Официальное предложение направлено и Карелии. С ними тоже предварительно все согласовано. Правда, в случае с Карелией будет рассматриваться вхождение не бизнеса, а только территории. Для этого региона прямой эффект будет не от строительства магистрали, а от ее пуска, когда возрастут грузопотоки в Европу.
Не затянется ли в связи с вхождением новых участников подготовка заявки в инвестфонд?
Не думаю. Основная составляющая того пакета документов, который мы готовим, — это документация по железной дороге и порту. По бизнес-проектам документация либо уже разработана, либо в такой стадии, на которой возможно ее применение. Далее проекты всех участников интегрируются в единое инвестиционное обоснование. По состоянию на прошлый год по участникам проект уже был сформирован, поэтому, если даже Кировская область входит рядом своих проектов, то они, будучи на стадии ТЭО или же концепции, совершенно адекватны для включения их в обоснование. Это первое. Второе, проводя экспертизу программы по ведомствам, мы знаем, какое ведомство чему уделяет внимание. Минтранс волнует магистраль и порт, а также те грузопотоки, которые обеспечат промышленные предприятия, а эти цифры мы знаем. Поэтому я думаю, что вхождение Кировской области с несколькими проектами не задержит нас надолго.
Добавлю, что «Белкомуром» заинтересовались в Казахстане. Уже в конце марта планируем представить проект в минтрансе Республики Казахстан.
При условии, что инвесткомиссия минрегионразвития РФ одобрит заявку, сколько времени уйдет на проектные работы?
Год, может больше. Затем будем подавать заявку уже на реализацию проекта.
2008-03-06, 09:16:44
Сыктывкар Ольга Торлопова КомиОнлайн
http://komionline.ru/news/8385
Дополнительно:
Комиинформ "Проект "Белкомур" усиливает свои позиции на международном уровне"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):