пятница, 15 февраля 2008 г.

Принципы формирования будущего правительства РФ

Газета "КоммерсантЪ" № 25(3842) от 15.02.2008
Владимир Путин распределяет одеяла
// Натягивать их на себя в правительстве разрешат лишь вице-премьерам
Старые идеи Дмитрия Козака, соавтора административной реформы, потеряют в весе в правительстве Владимира Путина


Владимир Путин на последней на посту президента ежегодной пресс-конференции (см. статью на стр. 1) вчера впервые заявил о принципах формирования им будущего правительства РФ в апреле--мае 2008 года. Господин Путин одобрил отход Белого дома от одного из базовых принципов, заложенных в административную реформу 2004 года,-- разделения полномочий министерств, агентств и служб. Структурному делению правительства и регламентам нынешний глава государства предпочитает личную ответственность -- наивысшей похвалы Владимира Путина удостоился институт вице-премьеров.

Выступление Владимира Путина на ежегодной пресс-конференции было посвящено структуре будущего правительства после президентских выборов 2 марта 2008 года в минимальной степени. Тем не менее президент, подтвердивший с рядом условий свою готовность быть главой правительства России после избрания первого вице-премьера Дмитрия Медведева президентом, сделал ряд замечаний, которые позволяют судить о принципах, на которых будет строиться новое правительство.

Прежде всего Владимир Путин скептически отнесся к итогам административной реформы 2004 года в части разделения полномочий министерств, служб и агентств -- она, по его словам, "не вполне" оправдала ожидания: "Думаю, что не сработала так, как планировали некоторые наши коллеги, та структура, которая была создана в предыдущие четыре года: министерства занимаются только нормотворческой деятельностью, агентства и прочие выполняют свои функции". Президент пояснил, что схема не работает из-за того, что министры "все равно сразу начинают натягивать на себя административное одеяло". Отметим, о проблемах введения в действие необходимой составляющей для разделения федеральных органов власти в треугольник "министерство-служба-агентство", административных регламентов, Владимир Путин не упоминал. Эта идея (разделение плюс регламенты) закладывалась в административную реформу и одним из ее ключевых авторов -- ныне главой Минрегиона Дмитрием Козаком.

Вице-премьер Сергей Нарышкин в интервью "Ъ" 16 октября 2007 года напоминал, что не стоит под административной реформой понимать только изменение структуры органов исполнительной власти. И он, и один из авторов концепции реформы Владимир Южаков из Центра стратегических разработок не раз говорили, что основное ее содержание -- систематизация и оптимизация государственных функций. А в качестве основного инструмента еще в 2004 году была выбрана разработка примерно 500 административных регламентов -- нормативных актов, подробно описывающих взаимодействие чиновника и гражданина. Впрочем, с марта-апреля 2004 года, когда структура федеральных органов исполнительной власти была кардинально перестроена, наибольшее внимание привлекали к себе именно изменения в структуре правительства и полномочиях органов власти.

При медленной подготовке регламентов проблемы согласований между тремя видами федеральных органов власти стали актуальны уже в правительстве Михаила Фрадкова. Впервые брешь в схеме проделала Федеральная таможенная служба, которая была переподчинена из МЭРТа в мае 2006 года, а в правительстве, созданном Виктором Зубковым, появились и госкомитеты по рыболовству и по делам молодежи -- структуры, резко выделяющиеся из регламента правительства.

Далее

Бонус: новые афоризмы Путина

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):