Госдума совершенствует порядок разрешения корпоративных конфликтов. Рейдеры могут лишиться одной из главных возможностей для захвата — доступа к реестру акционеров предприятий. Вчера комитет по собственности рекомендовал Госдуме принять в первом чтении поправки в законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».
Законопроект по сути является продолжением пакета документов, совершенствующих порядок разрешения корпоративных конфликтов, который готовится ко второму чтению. Депутаты сделали акцент на реестрах акционеров, поскольку чаще всего именно манипулирование ими позволяло осуществить захват.
«Сегодня в России института защиты прав собственника акций нет, и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра», — говорит автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
Одна из последних историй такого рода — попытка рейдерского захвата стратегического оборонного предприятия ОАО «Московский завод счетно-аналитических машин им. В.Д. Калмыкова», где незаконно использовались данные реестра акционеров.
Всего в России сегодня действует более 180 тыс. ОАО, в том числе множество таких, где количество акционеров менее 50 человек. По закону они не обязаны иметь внешнего регистратора, то есть внешнего хранителя реестра. Реестры в этих ОАО, если они вообще существуют, в лучшем случае хранятся в компьютере, а обычно — просто на бумаге, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Технология захвата проста. Под прикрытием сотрудников правоохранительных органов, налоговой службы и других уполномоченных лиц реестр изымают и уничтожают. Изготавливают новый, далее по надуманному предлогу получают решение суда о его законности. У бывшего владельца остается мало шансов доказать свои права.
Реестры полностью не защищены, если хранятся и у регистратора. Депутаты считают, что действующая система взаимоотношений госорганов и регистраторов — зона риска для акционеров. « Ничем не ограниченная и не регулируемая, кроме личного усмотрения чиновника, возможность получения конфиденциальной информации из реестра акционеров провоцирует ее дальнейшее неправомерное использование», — считает Виктор Плескачевский.
Законопроект призван поломать порочную практику. Правоохранительные, налоговые и другие уполномоченные лица теперь смогут принудительно изымать технические средства, используемые в информационной системе регистратора в целях ведения реестра и в информационной системе депозитария, «только по возбужденным уголовным делам, в порядке и по основанию, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».
Помимо этого законопроект более четко определяет само понятие реестра. Документ уточняет и разводит понятия «реестр операций с ценными бумагами эмитента (реестр операций)» и «реестр владельцев именных ценных бумаг (реестр акционеров)». Отсутствие должной определенности в этом вопросе также служило почвой для многочисленных злоупотреблений.
Принимая во внимание величину риска, связанного с ведением реестра, то есть возможности причинения имущественного вреда, законопроект также устанавливает требования об обязательном страховании такой деятельности. Кроме того, регистраторы должны будут участвовать в компенсационных фондах, которые формируют их саморегулируемые организации ( профессиональные ассоциации). Эти нормы распространяются и на предприятия с небольшим количеством акционеров.
Дополнительно: "Ожидаемые изменения в законодательстве".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):