И.Потапов
О том, что лесные дороги нуждаются в реконструкции, ремонте и прочем обслуживании, не знает, наверное, только ленивый. Предпринимаемые в последнее время ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» меры по инвестированию дорожного строительства в предприятиях его лесного холдинга, конечно, большой шаг вперед, но это не решит проблему бездорожья в одночасье.
Да и ОАО «МСЛПК» заботится прежде всего о тех дорогах, которые проходят в арендованных им лесах, а ведь еще есть другие предприятия и частные предприниматели, для которых заготовка и вывозка древесины являются основным их делом, тем более, что круг опять-таки зачастую замыкается на том же ЛПК. Часть лесопродукции упомянутые предприятия и ЧП поставляют на комбинат. А с освоением новой программы «Степ», инвестируемой Монди, потребуется сырья для ЛПК почти в два раза больше...
В лесозаготовительных районах сейчас проходят совещания, на которых одна сторона - специально созданная при Министерстве промышленности и энергетики РК комиссия, в составе которой есть представители Комитета лесов, Союза лесопромышленников, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, Дорожного агентства, ГУ РК «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми» (ГУ «ТФИ РК») собирает сведения и выслушивает мнения другой стороны - руководителей районных властей, лесопользователей и всех, кому небезразлична судьба нашей пармы.
Республиканская комиссия недавно побывала и в нашем районе. Заместитель директора ГУ «ТФИ РК» А.В.Серов, говоря о задачах разработки генеральной схемы, подчеркнул, что надо прежде всего детально изучить состояние сети лесных дорог республики, произвести подробное их картографирование при помощи современных технологий. План реконструкции и строительства лесовозных дорог должен включать в себя строительство магистралей в неосвоенные массивы (что и делается Койгородским лесокомбинатом за счет инвестиций ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к так называемым «майским» лесам и в направлении на кировскую грань), строительство магистралей в существующей сырьевой базе, реконструкцию магистралей. При этом надо обязательно подготовить обоснованную информацию для инвестиций, сделать экономическую оценку проектных решений с учетом их коммерческой и бюджетной эффективности. Если взять последний пункт, то, как заявил А.В. Серов, строительство 1 километра дороги позволяет вовлечь в эксплуатацию 200 га или 30-50 тысяч кубометров эксплуатационного запаса. Экономическая эффективность для предпринимателя 0,5 - 1 млн. руб. чистого дохода ежегодно в течение пяти лет. Бюджетная эффективность - 0,3 - 0,4 млн. руб. налоговых доходов в республиканский бюджет ежегодно в течение пяти лет без учета налога на прибыль.
Увеличатся и платежи за древесину на аукционах на 150-200 %, что даст разовое поступление 2,5 - 3,5 млн. руб. в доход республиканского бюджета.
Прибыль и доходы это, конечно же, хорошо, но как решить транспортные проблемы освоения лесов не на словах, а на деле? Сейчас, как известно, практически повсеместно (и наш район не исключение) лесной фонд вблизи действующих круглогодовых дорог истощен. Большинство лесовозных дорог и дорог общего пользования находятся в неудовлетворительном состоящий, имеются бесхозные магистрали, содержанием которых практически никто не занимается. Существуют проблемы отвода карьеров. А самой главной проблемой является отсутствие средств у лесозаготовителей на строительство и ремонт дорог.
О средствах и возник вопрос: а за чей счет будут ремонтироваться и строиться дороги по разрабатываемому плану генеральной схемы? А.В.Серов на этот вопрос затруднился ответить, но генеральный директор союза лесопромышленников РК В.В. Бондаренко сказал, что интерес к развитию сети лесных дорог нашей республики проявляет ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), надо будет заинтересовать и Правительство РФ, РК, коммерческие структуры. На организацию мероприятий по разработке самой генеральной схемы потребуется 4 миллиона рублей. Два пообещала Российская Федерация, один - РК и один миллион было поручено собрать ему среди участников лесного бизнеса. И бизнесмены уже выложили 670 тысяч рублей.
- Главное - надо определиться: где, сколько и почем, - заявил В.В.Бондаренко. - А зная окончательные суммы, можно будет вести диалог со всеми заинтересованными сторонами.
А.В.Серов попросил подготовить обоснованные предложения по нашему району в течение января -первой декады февраля, а в целом по республике они должны быть представлены в марте-апреле, чтобы в мае уже выработать общую концепцию и варианты, которые представители районов будут защищать на республиканской комиссии.
Какие же варианты предложили участники совещания в Койгородке? Наиболее предпочтительным представляется вариант восстановления бетонной дороги на Ясног, по которой, минуя основную трассу Койгородок-Сыктывкар, а значит и посты ГИБДД, весовые, так изрядно треплющие нервы водителей и руководителей лесозаготовительных предприятий, три лесопункта ООО «Койгородский лесокомбинат» - Нючпасский, Седтыдорский и Лопьинский - могли бы доставлять сырье на ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». А это - порядка 150 тысяч кубометров.
Ведущий инженер отдела лесообеспечения ОАО "МСЛПК" С.А. Костин предложил рассмотреть в качестве варианта и выход на федеральную трассу Архангельск - Пермь в Корткеросском районе, но путь туда составит около 30 километров...
Прозвучали предложения от главного инженера ООО «Палаузский лесокомбинат» В.Н.Горохводацкого и руководителя ГУ «Койгородское лесничество» А.Г. Богенса активнее использовать южные массивы (те же «майские» леса и девственные леса на юге Кобринского участкового лесничества, не попавшие пока в сферу интересов «зеленых»). Там может получиться транспортный узел трех лесокомбинатов: Койгородского, Палаузского и Ношульского, но вариант этот почему-то не вдохновил представителя ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» С.А.Костина и членов рабочей группы республиканской комиссии, поскольку он захватывает частью своей Кировскую область, а работать на соседей вроде бы не к чему.
А.Г. Богенс предложил восстановить бывшую УЖД от Койдина до Кузьеля и сделать по ней дорогу круглогодового действия, сократив расстояние вывозки между Кузьелем и Койдином на 12 км. Кстати, проект реконструкции и этой дороги уже есть в Дорожном агентстве. С пуском этого участка магистрали и строительством еще 12 км в районе Кобры можно будет выйти к перспективной зоне лесов с расчетной лесосекой 72 тыс. кбм. в год.
Перспективным назвали и В.Н. Горохводацкий и А.Г. Богенс направление на Иван-Чомью. Работавшая там компания «Северный лес» из-за дорожных трудностей заготовку прекратила и отказывается от аренды лесов. Если ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» инвестирует туда средства, то Палаузский лесокомбинат может возобновить там лесозаготовки. Правда, здесь есть один нюанс: переправа через Сысолу. Сейчас она понтонная, но сколько еще выдержат эти понтоны, если возрастет нагрузка на рейс?
Тут снова всплыл Ясног. А нельзя ли и из Иван-Чомьи найти подходы к ясногской дороге? Если поискать, то можно.
- Дорогу на Ясног надо рассматривать только в зимнем варианте, - сразу уточнил С.А. Костин.
Директор ООО «Койгородский лесокомбинат» О. А.Нефедов своим выступлением порадовал собравшихся. Созданный на предприятии дорожно-транспортный цех уже позволяет строить 15 километров новых магистральных дорог и 5 км усов.
А руководитель ГУ «Кажымский лесхоз» И.М.Фадеев обрисовал такую обстановку, что на территории лесничества есть масса дорог (и даже в бетонном исполнении), которые не требуют больших финансовых вложений, а только реконструкции.
Директор ООО «Зимлес» из Зимовки С.Н. Сабанаев спросил:
- Построят дороги, а чьими они будут? И разрешат ли нам пользоваться ими?
Члены рабочей группы ответили, что эти вопросы еще не решены, но, скорее всего, дороги будут на балансе Дорожного агентства, если они ранее никому не принадлежали. Здесь возникла небольшая дискуссия. Сабанаев сообщил, что были случаи, когда их не пускали в лесную зону ОАО «Монди СЛПК». С.А.Костин на это резоннно ответил:
- А почему мы должны строить и содержать дорогу для кого-то?
Спор разрешил глава района М.Л.Тебеньков, посоветовавший по каждому такому случаю обращаться непосредственно к нему, а члены рабочей группы не исключили такой возможности, как сбор платы за проезд по дороге, находящейся на балансе чьего-то предприятия, того же ОАО «МСЛПК».
Итак, разговор в Койгородке получился весьма живым и обоюдополезным. Стороны обменялись мнениями и есть надежда, что республиканская комиссия учтет наши предложения при формировании проекта Генеральной схемы развития сети лесных дорог Республики Коми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):