Финская лесопромышленная группа Ruukki Group Oyj, реализующая крупный инвестпроект в Костромской области, просит у правительства РФ внести изменения в правила реализации приоритетных инвестпроектов в лесной отрасли. Как выяснили в Ruukki, он не освобождает инвестора от необходимости участвовать в аукционе для получения лесного участка: ФАС ограничивает инвесторов в этом праве, если компания намерена приобрести более 35% от расчетной лесосеки в регионе. Ruukki считает эти риски неприемлемыми для своего проекта стоимостью €1,1 млрд. Инвестором уже выразили недовольство власти Костромы, потребовавшие от Ruukki новых социальных обязательств.
Как показала практика реализации нового Лесного кодекса, действие одной из самых существенных инвестиционных льгот в российском лесопромышленном комплексе (ЛПК) -- получение лесного участка без аукциона -- ограниченно. Правительственное постановление о максимальном объеме древесины, подлежащей заготовке, принятое летом 2007 года, устанавливает порог вырубки для одной компании -- не более 35% в границах одного субъекта. Как стало известно "Ъ", финская компания Ruukki Group Oyj, заключившая в прошлом году инвестиционный договор о строительстве в Костромской области (город Мантурово) лесопильного и целлюлозного заводов, направила в правительство письмо с просьбой изменить ограничение. "Эта норма является препятствием для реализации крупных инвестпроектов в ЛПК России",-- говорится в письме, копия которого имеется в распоряжении "Ъ".
Источник в Белом доме сообщил, что финская компания уже повторно обращается с такой просьбой. В 2007 году Ruukki Group Oyj заключила инвестиционный договор с костромской администрацией на сумму свыше €1,1 млрд до 2010 года и правом на лесозаготовку 6 млн куб. м сырья. Однако руководство компании опасается необеспеченности сырьем новых комбинатов.
Один из авторов постановления, начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов, считает опасения Ruukki беспочвенными. "Мы провели анализ рынка: сейчас на компанию доля расчетной лесосеки не превышает 5-10%",-- пояснил он. По мнению чиновника, записанная норма сейчас никого не затрагивает и "предусмотрена на будущее". Антимонопольное ограничение распространяется на инвестиционные проекты, имеющие статус приоритетных. Но, по словам господина Ефимова, препятствием на практике это не является: если инвестору требуется объем вырубки свыше 35%, он либо покупает сырье на вторичном рынке, то есть у лесозаготовителей, либо выходит на аукцион. Во втором случае ему придется рассчитывать на то, что конкурентов на лесной участок у него не будет. Тогда по ст. 80 Лесного кодекса региональные власти обязаны заключить соглашение с инвестором о предоставлении лесных участков без 35-процентного ограничения. "Аукционы для нас неприемлемы, так как речь идет о миллионах кубометров сырья, и мы не можем так рисковать",-- заявили "Ъ" в Ruukki Group Oyj.
Конкуренты Ruukki по отрасли дефицита лесного сырья не опасаются. Директор по взаимодействию с госорганами группы "Илим" Дмитрий Чуйко считает, что ограничение не актуально: "Илим" ведет заготовку в пяти субъектах, в пересчете на один регион объем лесозаготовок далек от 35-процентной расчетной лесосеки. А все основные заявленные проекты в отрасли, говорит господин Чуйко, ориентированы на регионы с большой ресурсной базой. По словам директора по развитию подразделения лесозаготовок и лесообеспечения концерна UPM в России Сергея Кольцова, крупные инвестпроекты затронут несколько регионов. Правда, в этом случае инвестору придется решить непростую задачу -- либо уплачивать налоги в бюджеты нескольких субъектов, либо опасаться запрета на продажу леса из соседних областей.
Управляющий по корпоративным вопросам российского представительства финского концерна Metsaliitto Алексей Корниенко считает вопрос о последствиях теоретическим. Так, 35% от расчетной лесосеки (данные по 2005 году) составляют: по Красноярскому краю -- 22 млн куб. м, Иркутской области -- 19 млн куб. м, Томской области -- 10 млн куб. м, Хабаровскому краю -- 8,4 млн куб. м. На северо-западе России эти цифры ниже, но, по его словам, позволяют потенциальному инвестору обеспечить в рамках собственных заготовок 50-70% сырья, необходимого для крупного проекта, включающего производство целлюлозы. Тем не менее беспокойство Ruukki понятно: осуществляя крупный проект, компания стремится любыми путями снизить риски конкуренции за сырье в отдельно взятом регионе.
Несговорчивость финской стороны уже стала причиной недовольства местных властей. Как заявил вчера губернатор Костромской области Игорь Слюняев, в заключенном в мае 2007 года соглашении об инвестициях не предусмотрена социальная составляющая, срок налоговых преференций -- до 2017 года, при этом сумма выпадающих доходов составит порядка €400 млн. В компанию направлено уведомление с предложением в месячный срок выполнить нарушенные обязательства. Как сообщил "Ъ" руководитель проекта Ruukki Invest Oy Kostroma Тапио Сярккя, объем использования лесосеки будет снижен с 6 млн до 4 млн куб. м, концерн также будет лишен льгот по налогу на имущество. Господин Сярккя также заявил о готовности внести изменения в договор по социальной составляющей. Он надеется, что до полного аннулирования инвестдоговора дело не дойдет -- тем не менее переписку с правительством Ruukki не оставляет.
Арина Ъ-Шарипова
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):