вторник, 27 апреля 2010 г.

Достучаться до небес...

Недавно в Санкт-Петербурге прошло межрегиональное совещание руководителей союзов и ассоциаций многолесных регионов России. В нем приняли участие лесозаготовители не только из Европейской части России - Карелии, Коми, Вологды, но и с Урала, прибыли даже представители Сибири - Томска, Красноярска.

Если говорить официальным языком, совещание было посвящено обмену опытом работы в условиях финансово-экономического кризиса - вполне в духе времени.
Если фактически - собравшиеся резко критиковали осуществля-емую в последнее время реформу лесной отрасли. Итогом заседания явилось обращение лесного бизнес-сообщества к Президенту страны.

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Лесопромышленники многолесных российских регионов, являющиеся основными работодателями во многих лесных поселках, селах и деревнях, обеспокоены ситуацией, сложившейся в последние годы в системе государственного управления лесным комплексом страны.
Радикальная реформа лесного законодательства, осуществленная в условиях длительного отсутствия специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за нормативно-правовое регулирование лесного комплекса, привела к принятию в 2006 году спорного Лесного кодекса. Более чем трехлетняя практика применения этого Лесного кодекса подтвердила его принципиальные недостатки, оказывающие крайне негативное влияние как на развитие лесопромышленного бизнеса, так и на судьбу российского леса.
Жесткая государственная политика в области тарифного регулирования экспорта необработанной древесины привела к потере зарубежных рынков сбыта березовых и осиновых балансов без адекватного расширения потребления этой древесины внутри страны.
Законодательный запрет предпринимательской деятельности по заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений нанес невосполнимый урон малому лесному бизнесу в депрессивных сельских районах и привел к потере десятков тысяч рабочих мест».

Это констатация фактов. Далее следуют предложения.

«Являясь патриотами своей страны, заинтересованными в обретении Россией статуса мировой лесной державы, просим вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, рассмотреть наши предложения.
1. Провести специальное заседание Государственного Совета, посвященное проблемам развития лесного комплекса, с приглашением к участию широкой лесной общественности, в том числе представителей отраслевых и региональных союзов лесопромышленников. Принять принципиальное решение о форме собственности на леса на ближайшие десятилетия; уточнить идеологию лесного законодательства.
2. Образовать самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, ответственный за нормативно-правовое регулирование лесного комплекса - Министерство лесного хозяйства и лесной промышленности Российской Федерации (Минлесхоз России).
3. Определить в качестве первоочередных задач Минлесхоза России анализ практики применения Лесного кодекса и всех разработанных в соответствии с ним нормативных документов для внесения в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию лесного законодательства (вплоть до необходимости разработки и принятия нового Лесного кодекса)».

Обращение подписали генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми В.В. Бондаренко, председатель правления Союза лесопромышленников Ленинградской области А.Б. Государев, президент Союза лесопромышленников Красноярского края О.Н. Дзидзоев, директор Союза томских лесопромышленников и лесоэкспортеров Ю.А. Балацкий и другие (всего 14 человек).

По многочисленным источникам, в 2009 году специалисты комитета лесов и подведомственных учреждений выявили 90 лесонарушений, среди которых наибольшую часть занимают нарушения правил лесозаготовки и незаконные рубки. Наибольшее количество «саморубов» зафиксировано на территории Усть-Цилемского, Сыктывкарского и Корткеросского лесничеств. В прошедшем году в следственные органы Коми направлен 41 материал, возбуждено 9 уголовных дел. Налицо явный рост нарушений, причем значительный. Почему такое стало возможным? И вообще какая связь между совещанием в Санкт-Петербурге и «черными лесорубами»? Попробуем разобраться.

В результате достаточно длинного ряда реформ лесным комплексом руководили многие ведомства: Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства РФ, затем было образовано федеральное агентство «Рослесхоз», подведомственное Минсельхозу России. Фактическим разработчиком Лесного кодекса стало Министерство экономического развития и торговли РФ, хотя формально за разработку этого важнейшего документа должно бы отвечать Минприроды России. Вот и вышло, что когда к «изготовлению» пирога под названием «Лесной кодекс» приложили руку многие, он и получился, мягко говоря, спорным.

По мнению большинства присутствующих на совещании лесопромышленников, идеология действующего Лесного кодекса выстроена под частную собственность на леса. Но вот нюанс: подавляющая доля эксплуатационных лесов оставлена в федеральной госсобственности и не подлежит приватизации. Лес можно брать в аренду, и это вроде бы хорошо. Но на арендатора государство возложило все основные обязанности собственника: проведение лесоустроительных работ, осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе и создание необходимой для этого инфраструктуры. А оно ему надо?!

Для примера. Выполняя лесохозяйственные работы за свой счет, арендатор сегодня несет затраты, результатами которых через 100 лет может воспользоваться собственник – государство. Есть и худший вариант: арендованный участок может быть передан другому арендатору, и причин для этого может быть придумано множество. И решить данное противоречие в рамках действующего Лесного кодекса сегодня невозможно...

Еще один существенный факт. В марте 2009 года в Лесной кодекс внесено изменение, в результате чего была запрещена предпринимательская деятельность по заготовке древесины на основании купли-продажи лесных насаждений. Это решение нанесло колоссальный удар по малому лесному бизнесу и привело к потере десятков тысяч рабочих мест в депрессивных сельских районах. Попытки регионов обеспечить доступ малого бизнеса к лесным ресурсам в форме заготовки древесины для муниципальных нужд являются ни чем иным, как незаконным способом обойти закон. К примеру, муниципалитет дает задание заготовить дрова для населения. Но велик ли объем покупаемых дров, да еще при высоких ценах? Поэтому предприятию просто невыгодно этим заниматься на законных основаниях. Серьезного эффекта это не дает, но приводит к резкому увеличению незаконных рубок даже в районах, где их раньше не было.

По результатам работы в 2009 году лесопромышленному комплексу региона пришлось считать не победы, а потери. Почти по всем позициям снизились основные показатели. Если взять за точку отсчета 2007 год, то лишь по производству бумаги есть рост, производство фанеры упало на 30 процентов, ДВП - наполовину, ДСП - почти на 40 процентов. Другими словами, лесная отрасль не развивается. Про упадок говорить как-то неудобно - что-то же производится... А вот перспективы пока весьма и весьма туманны.

Бюджет региона потерял в кризис часть доходов от лесного комплекса, а положительные сдвиги наметились только в конце 2009 - начале 2010 года. Впрочем, и здесь далеко не все благополучно. По мнению специалистов, из-за снежной зимы, морозов и различных нерешенных вопросов с малым бизнесом, к сентябрю в регионе будет ощущаться острый дефицит сырья. Может «провалиться» даже крупный бизнес. Если раньше он добирал древесину у малых предприятий, то сейчас ее взять будет не у кого.

Впрочем, на бюджете Сыктывкара это, пожалуй, не должно сказаться. Площадь сертифицированной ОАО «Монди СЛПК» арендной территории в этом году выросла почти на 732 тысячи га и составила более двух миллионов га. Ну а если в строй вступит новый проект «СТЕП», то объемы заготовки комбинатом еще возрастут. Другими словами, по валу результаты года окажутся вполне приемлемыми, а кое в чем будут даже плюсы. А коль так, то, наверное, можно будет говорить о недоработках, но не о провале.

А вот что будет с малым бизнесом, а то и со средним? По мнению генерального директора Союза лесопромышленников Республики Коми В.В. Бондаренко, действующий Лесной кодекс больнее всего ударил по так называемой глубинке. Именно там люди потеряют работу. По его подсчетам, число безработных в этом году возрастет в лесной отрасли как минимум на пять тысяч человек.

Необходимо отметить, что еще 10 февраля 2010 года новому Главе РК Вячеславу Михайловичу Гайзеру было передано обращение лесного сообщества Республики Коми. В нем были изложены наиболее важные проблемы функционирования и развития лесопромышленного комплекса, в решении которых существенную помощь могли бы оказать именно Глава РК и правительство республики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):