вторник, 6 апреля 2010 г.

Президент внёс на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, направленного на повышение эффективности противодействия рейдерским захватам.

Дмитрий Медведев внёс на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Пояснительная записка Государственно-правового управления к проекту федерального закона:

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» направлен на повышение эффективности противодействия так называемому рейдерству, то есть захватам имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий.

Как показывает правоприменительная практика, действующие уголовно-правовые нормы не вполне соответствуют специфике этой категории преступлений. В связи с этим привлечь к уголовной ответственности лиц, причастных к рейдерству, становится возможным только на завершающем этапе захвата, когда имущество компании уже похищено или иным противоправным способом выведено из-под контроля собственника или законного владельца.

Несмотря на общественную опасность, уголовно-правовыми запретами не охватывается ряд деяний, посредством которых создаются правовые предпосылки для рейдерского захвата, в частности таких, как фальсификация решений общего собрания акционеров (участников) хозяйственных обществ, решений совета директоров, а также внесение заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр юридических лиц или в реестр владельцев ценных бумаг.

В связи с этим законопроектом предлагается дополнить статью 1852 Кодекса частью третьей, установив уголовную ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений, а равно за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись, изменение в реестр владельцев ценных бумаг, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг, а также за фальсификацию решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.

В частности, законопроектом предусматривается дополнить Кодекс статьёй 1701, в соответствии с которой уголовному преследованию будут подлежать действия, связанные с представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учёт прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости доли их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или о другом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, а также действия по внесению в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений путём неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, в том числе если эти действия были сопряжены с применением насилия.

Помимо этого, законопроектом криминализируются такие действия, как умышленное искажение результатов голосования при принятии решения на общем собрании акционеров, общем собрании участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью либо на заседании совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества путём внесения в протокол общего собрания, в выписки из него, в протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета), а равно в иные документы, отражающие ход и результаты голосования, заведомо недостоверных сведений о количестве голосовавших, кворуме или результатах голосования, составления заведомо недостоверного списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, заведомо недостоверного подсчёта голосов или учёта бюллетеней для голосования, блокирования или ограничения фактического доступа акционера (участника) хозяйственного общества или члена совета директоров (наблюдательного совета) к голосованию, несообщения сведений о проведении собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) либо сообщения недостоверных сведений о проведении общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров (наблюдательного совета), голосования от имени акционера (участника) хозяйственного общества по заведомо подложной доверенности, совершённые в целях принятия незаконного решения о внесении изменений в устав хозяйственного общества, об одобрении крупной сделки, об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, об изменении состава органов управления хозяйственного общества (совета директоров, исполнительного единоличного или коллегиального органа общества), об избрании его членов и досрочном прекращении их полномочий, об избрании управляющей организации или управляющего, об увеличении уставного капитала хозяйственного общества путём размещения дополнительных акций, о реорганизации или ликвидации хозяйственного общества, в том числе если эти действия совершены путём принуждения акционера акционерного общества, участника общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, члена совета директоров (наблюдательного совета) к голосованию определённым образом или отказу от голосования, соединённого с шантажом, а равно с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества. Все перечисленные составы преступлений предлагается сформулировать в новой статье 1855 Кодекса.

Дополнение Кодекса указанными нормами позволит привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах рейдерского захвата, упреждая наступление последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя.

В связи с дополнением Кодекса новыми статьями, с учётом повышенной общественной опасности рейдерства и особой сложности расследования этих деяний, совершаемых в том числе при участии коррумпированных должностных лиц органов государственной власти, законопроектом предусматривается отнесение рассматриваемых преступлений к подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):