... у региональных властей есть возможности содействовать развитию. Было бы желание выступать не только простым агентом федерального бюджета. При таком подходе никакого развития не получится. Им следует понять, что наступило время их ответственности за развитие экономики. Отчитываясь сегодня о запуске стана-5000, нового цеха алюминиевого проката, спасении упавших заводов, высшие региональные чиновники, по большому счету, к этим успехам никакого отношения не имеют.
Сейчас же они могут увеличить эффективность госрасходов, увязав их с повышением качества продукции, снижением энергопотребления, увеличить сроки ответственности подрядчиков, будь то ЖКХ, дорожное строительство или здравоохранение; облегчить переток рабочей силы между наиболее пострадавшими от кризиса небольшими муниципальными образованиями и крупнейшими агломерациями, поддержать финансами собственников, взявших на буксир наиболее проблемные предприятия. Это вполне решаемые задачи. Здесь и возникает возможность для губернаторов взять на себя реальную ответственность.
В их руках и замечательный инструмент стимулирования, которым в тучные годы практически никто из них не пользовался: финансирование экономики через увеличение долговой нагрузки региональных бюджетов — бюджетные кредиты, облигационные займы, прямые кредиты. Уже имеющийся дефицит не такая уж большая проблема. Он, как и в 2009 году, в основном будет покрыт деньгами федерации.
Возможность такого решения в условиях спада конъюнктуры уже продемонстрировал Китай, где из общей программы поддержки экономики примерно на 1 трлн долларов почти половину профинансировали региональные бюджеты, привлекшие кредитные ресурсы.
Риски, безусловно, большие — если ошибиться в использовании этих средств, то отвечать придется региональному правительству. Да, это большая ответственность — и процентные платежи, и груз возврата долгов лягут на население через недофинансирование социальных статей. Не случайно облигационными займами на территории Урала до кризиса всерьез занимались только ХМАО и Башкирия, где сформированный в одном случае нефтяными сверхдоходами, а в другом — рентой от статуса национальной республики финансовый излишек позволял рисковать. Остальные готовы были рисковать в основном только деньгами федерации. Но экономическое развитие без принятия на себя такого рода рисков невозможно.
Куда, на решение каких задач может быть направлен этот ресурс? Во-первых, на формирование конкурентных рынков в тех сегментах, куда идет основной объем ресурсов господдержки: дорожное строительство, ЖКХ, отчасти жилищное строительство, здравоохранение. Во-вторых, на решение задачи, которая и без того приоритетна для региональных властей: рынок кадров, но не с позиций «поддержки штанов», а с точки зрения повышения мобильности на внутрирегиональных рынках труда. Здесь поле непаханое решений, которые помогут убить сразу нескольких зайцев, начиная с проблем моногородов и заканчивая повышением доступности жилья. Речь идет о создании фондов арендного жилья — как муниципального, так и частного, — с привлечением профессиональных управляющих компаний (благо как раз в 2010 году будет отменена возможность приватизации предоставленного государством жилья, которая ставила крест на подобных инициативах) в городах — реципиентах рабочей силы (Екатеринбурге, Тюмени, Перми, Уфе и др.) и включением механизмов субсидирования аренды востребованным специалистам. Местные власти могли бы наконец наладить бесперебойное комфортное транспортное сообщение в рамках формирующихся агломераций, включив в зону влияния городов-миллионников и моногорода, находящиеся в радиусе ста километров. Одно это способно дать толчок спросу на более дешевое по стоимости возведения жилье в городах-спутниках. В принципе, нет ничего нереального и в задаче включения тех же механизмов перетока рабочей силы на межрегиональном уровне, хотя без поддержки федерации и тесного сотрудничества регионов в этом вопросе не обойтись.
В области инфраструктуры до недавних пор акцент делался на создание различного рода «резерваций» для бизнеса — площадок с подготовленной инфраструктурой, подведенными коммуникациями по типу промышленных парков. Но любой такой проект создается под инвесторов, выразивших желание прийти в регион. Строить промпарки «на перспективу» вряд ли кто решится. В этом свете более эффективной выглядит программа компенсаций затрат на создание инфраструктуры по гринфилд-проектам. Это дало бы ясный сигнал: любой приходящий в регион бизнес получает компенсацию существенной части затрат на подключение к коммуникациям, а также помощь в оформлении землеотвода и другой документации. Этот же механизм должен распространяться и на отечественных инвесторов, реализующих проекты в регионах, и уж тем более на тех собственников, которые в кризис под давлением властей взяли на себя проблемные предприятия и готовы вкладывать в их модернизацию.
Очевидно также, что список губернаторских задач должен включать в себя развитие явных преимуществ регионов, которые уже отличают их от соседей и на которые сегодня не хватает ресурсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):