воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Информатизация системы государственного управления - обеспечение необратимости процессов


Если отбросить предвыборную составляющую, то Владимир Путин фактически опроверг активно циркулировавшие в «кулуарах власти» всех уровней слухи и надежды о том, что «интернет-развлечения» федеральной власти скоро уйдут в прошлое. Чиновники (из числа так и не освоивших компьютер и интернет) не учли, что проникновение информационных технологий процесс управления и в систему принятия решений фактически необратим. 


«И здесь напомню о предложении привлечь граждан к разработке и тестированию сайтов и информационных продуктов государственных ведомств. Они должны быть действительно удобны и понятны в обращении, должны быть развёрнуты к человеку. 

Более того, общество становится всё более сложно организованным, у людей, у разных общественных и профессиональных групп появляются новые запросы, и очевидно: они должны иметь возможность формулировать, предлагать, какие дополнительные госуслуги и в какой форме им необходимы. Такая модель гражданского аудита уже действует на открытом портале Правительства, где люди обсуждают важнейшие законодательные инициативы, высказывают свои точки зрения, предлагают свои идеи. Как вы знаете, у меня даже было предложение, чтобы вот таким образом граждане могли сами вносить соответствующие законодательные инициативы. Но это нужно будет проработать. Считаю, что вполне реализуемое предложение. Убеждён, что граждане должны стать полноценными архитекторами и строителями здания «электронного правительства».

И в заключение ещё одно замечание. Учитывая масштабы и важность задач, следует проработать вопрос о назначении в каждом ведомстве и регионе конкретного человека – компетентного и ответственного, который будет курировать внедрение информационных технологий. Нужно эту ответственность персонифицировать.»

Несколько замечаний:

1. Формально ответственные за внедрение государственных услуг в электронном виде есть. С компетенцией, а тем более с ответственностью зачастую серьезные проблемы. Но что бы модель гражданского аудита заработала требуется главное - не столько наличие «специалистов» по освоению миллионов и миллиардов бюджетных средств, сколько государственных и муниципальных чиновников, готовых вести адекватных интернет-диалог с гражданами. И это не обязательно первые лица - не каждый руководитель имеет склонность к интернет-общению. Гражданин, обратившийся в систему или внесший свое предложение ожидает увидеть хотя бы реакцию на свое предложение. 

2. Необходимо объединить или четко определить сферы «полномочий» и порядок взаимодействия команд системы «Открытого правительства» и Агентства стратегических инициатив.

3. К 15 апреля сформулировать полную концепцию системы «Открытого правительства» проблематично, да и чревато миллиардными невостребованными затратами. Но вполне достаточно для формулировки десятка пунктов плана «простых» решений, реализация которых должна обеспечить необратимость процессов проникновения информационных технологий в систему управления.

Возможный перечень поручений:

1. Обеспечить назначении в каждом ведомстве и регионе конкретного человека, ответственного за интернет-взаимодействие с гражданами.

2. Приступить к проведению интернет-мониторинга востребованности «открытых» государственных данных. 

3. Определить фактом завершения работ по проведению исследований (за исключением составляющих государственную и военную тайну) и публикаций, осуществляемых за счет бюджетных средств - публикацию их результатов на уполномоченном национальном сайте «Национальной электронной библиотеки» (название рабочее). Аналогичный алгоритм применить и к процессам оцифровки архивных материалов, осуществляемых за счет бюджетных средств. 

4. Разработать и внедрить единый федеральный интернет-ресурс публичных онлайн-приемных органов государственной и муниципальной власти всех уровней с типовым регламентом работы с интернет-обращениями граждан. А так же с включением эффективность его использования в перечень критериев оценки работы региональных и муниципальных руководителей.

5. Разработать порядок государственной поддержки НКО, специализирующихся на создании и поддержки интернет-сервисов гражданских инициатив, сервисов обработки открытых данных, сервисов гражданского мониторинга и т.д. 

6. Завершить работы по созданию открытой национальной базы законодательных и нормативных актов.

7. Запретить Росстату взымать плату за предоставление информации в электронном виде. Разработать и внедрить стандарты раскрытия статистической информации.

8. Ввести административное наказание за неисполнение 83 ФЗ в части раскрытия информации государственными (муниципальными) учреждениями.

9. Обеспечить подготовку и публичное обсуждение Программы развития системы «Открытого правительства».

10. Обеспечить формирование региональных советов по разработке региональных сегментов системы «Открытого правительства» и их взаимодействия с федеральной системой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий (доступ свободный):