суббота, 14 апреля 2012 г.

Концепция развития электронной демократии Минкомсвязи

На прошлой неделе произошло событие, которое станет отправной точкой внедрения инструментария «электронной демократии» в России.

Помимо многочисленных публикаций гражданских активистов - адептов принципов «электронной демократии», появилась официальная государственная позиция по этому вопросу. Минкомсвязь России разместила для общественного обсуждения концепцию развития электронной демократии.

Согласно предоставленной на обсуждение концепции: 

"Целями развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии являются:
  • повышение общественно-политической активности граждан за счет расширения возможностей для эффективного электронного взаимодействия граждан друг с другом, органами власти, общественными организациями, экспертным сообществом, бизнес-структурами, средствами массовой информации и другими субъектами в процессах реализации гражданами своих законных прав на общественно-политическую деятельность во всем многообразии её форм и средств;
  • повышение эффективности и скорости публичного взаимодействия граждан с органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности посредством повсеместного внедрения в практику взаимодействия информационно-коммуникационных технологий;
  • укрепление горизонтальных и транспарентных связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности посредством формирования особой культуры сетевой коммуникации, ориентированной на партнерскую модель доверительного взаимодействия, совместный поиск компромиссных решений;
  • снижение административных барьеров и уровня коррупции посредством придания высокого уровня открытости процессам взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, а также за счет замещения бумажного документооборота электронным, значительно снижающим влияние человеческого фактора;
  • поддержка институтов и процедур публичной самоорганизации граждан на всех уровнях общественно-политической деятельности;
  • популяризация среди населения законных практик применения информационно-коммуникационных технологий в сфере общественно-политической деятельности.
Для достижения указанных целей необходимо реализовать следующие задачи:
  • продолжить политику ускоренной информатизации системы общественно-политических отношений и интенсивного развития электронного документооборота на всех уровнях государственного, муниципального, общественного и частного управления;
  • создать единую систему электронной демократии, обеспечивающую разработку, функционирование, контентную и техническую поддержку федеральных, региональных, муниципальных, общественных и частных интернет-проектов в части различных видов публичного и общедоступного интерактивного взаимодействия граждан, органов власти и других субъектов общественно-политической деятельности;
  • создать мобильную версию единой системы электронной демократии для использования на мобильных устройствах;
  • обеспечить соблюдение необходимого уровня безопасности, защищенности и других требований, которые будут разработаны к системам электронной демократии на уровне федерального законодательства, в том числе, в части работы с персональными данными;
  • обеспечить интеграцию единой системы электронной демократии с сайтами государственных и муниципальных органов, элементами электронного правительства, интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, а также существующими сервисами массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.);
  • сделать единую систему электронной демократии доступной для людей с ограниченными возможностями;
  • обеспечить в единой системе электронной демократии поддержку многоязычных версий для иностранных языков и национальных языков Российской Федерации, а также встроенной опции машинного перевода;
  • упростить процедуры электронного взаимодействия граждан и организаций с государственными и муниципальными органами, в том числе в сфере обращения граждан в органы власти и предоставления гражданам и организациям государственных услуг и информации о деятельности органов власти в электронном виде;
  • разработать и внедрить процедуры электронного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в разработке, обсуждении, принятии и контроле над реализацией общественно-политических решений (в том числе в виде проектов правовых актов и официальных документов), принимаемых органами власти на всех уровнях государственного и муниципального управления;
  • разработать и внедрить процедуры электронного общественного самоуправления на муниципальном уровне;
  • ополнить существующее законодательство в части организации электронного взаимодействия граждан, органов власти и других субъектов общественно-политической деятельности, усовершенствовать нормативно-правовую базу в данной сфере, учесть успешный опыт правовой регламентации электронного взаимодействия в зарубежных странах с развитой демократической системой;
  • разработать и реализовать программу информационно-разъяснительной работы с населением, в рамках которой необходимо донести до российских граждан информацию о существующих механизмах электронной демократии, об их возможностях и преимуществах по сравнению с классическими демократическими механизмами и процедурами.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии по версии Минкомсвязи являются:
  • электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.):
  • механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;
  • механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
  • механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

На 1-м этапе в 2011-2013 годах планируется:
  • апробировать технические и программные решения при создании опытного образца единой системы электронной демократии;
  • внедрить ЕСЭД в субъектах Российской Федерации, в том числе и  на муниципальном уровне, интегрировав её с региональными и муниципальными порталами органов власти;
  • обеспечить надежное функционирование базового набора функциональных подсистем ЕСЭД в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне;
  • разработать и запустить мобильную версию ЕСЭД для использования гражданами на мобильных устройствах в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне;
  • обеспечить интеграцию ЕСЭД с популярными социальными сетями;
  • адаптировать ЕСЭД для людей с ограниченными возможностями;
  • обеспечить в ЕСЭД поддержку многоязычных версий для национальных языков Российской Федерации, а также встроенной опции машинного перевода;
  • разработать необходимые нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок работы различных категорий пользователей с ЕСЭД и правовой статус данной системы, а также порядок использования информационно-коммуникационных технологий в целях законной общественно-политической деятельности различными общественными и политическими субъектами.

Концепция далека от совершенства, в частности:
  • в ней недостаточно проработаны вопросы обеспечения открытости данных. 
  • базисом первого этапа обозначена система электронного документооборота*), которая в настоящее время является инструментом генерации отписок, а не решения конкретных вопросов жизнедеятельности граждан и общества.  
*) Минкомсвязь можно понять - министерству требуется внедрить свое единое решение по электронному документообороту,  поглотив или смяв многочисленные и разношерстные «региональные поделки».  Но это внутренние задачи Минкомсвязи и к принципам «электронной демократии» они ни какого отношения не имеют.


При вcех минусах концепции имеем очевидные плюсы: 
  • получаем в первом приближении основу для формирования федеральной и региональной нормативной базы. 
  • получаем основы планирования внедрения, которые воплотятся у же в конкретные государственные программы и наборы поручений/задач, обязательных для исполнения чиновниками всех уровней. 
  • получим реальные строки в государственных  IT- бюджетах.    
Последнее и радует и настораживает. Если  говорить о госбюджете «электронной демократии», то демократические принципы его принятия и контроля за его исполнением должны быть вынесены, как минимум, в преамбулу каждого государственного концептуального или законодательного акта и являться задачей номер один в построении фундамента «электронной демократии». 


Что можно сделать в регионах уже сейчас  - популяризировать уже существующие инструменты «электронной демократии»:

Региональная электронная демократия. Выпуск 1. Онлайн-приёмные органов власти Республики Коми.
Региональная электронная демократия. Выпуск 2 . Суды Республики Коми.

1 комментарий:

  1. Анонимныйноября 10, 2012

    На сайте http://большоеправительство.рф, появился проект: Открытое правительство, где собираются предложения граждан, для кабинета министров РФ.

    Причем утверждается, что предложения, набравшие 100.000 голосов, будут рассмотрены кабинетом министров.

    Вместе с тем, подсчет голосов организован таким образом, что голоса «за» и «против», суммируются, и их среднее значение, выдается за статистику голосования.

    Так, предложение, набравшее 500.000 голосов – «за», и 450.000 – «против», никогда не попадет в кабинет министров, т.к. статистика говорит, что проголосовавших было всего 50.000 человек, и все они, единогласно, проголосовали – «за».

    И если 50.000.000 человек, проголосует «за», а 49.999.000 – против, предложение тоже не попадет в каб.мин.

    Туфта все это.
    Показуха.

    Народу глаза пылить.

    ОтветитьУдалить

Добавить комментарий (доступ свободный):