Глава Коми Вячеслав Гайзер на заседании «Клуба главных редакторов» выразил свое мнение по наиболее проблемным вопросам, которые касались непомерно высоких счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, сокращения чиновничьего аппарата, межбюджетных отношений, подведения итогов Олимпиады в Ванкувере. В беседе приняли участие руководитель группы БНКоми Елена Мезенцева, главный редактор агентства «Комиинформ» Евгений Зелинский, директор информационного агентства «КомиОнлайн» Захар Волокитин, главный редактор газеты «Республика» Евгений Хлыбов, директор телекомпании «Коми гор» Наталья Линкова, директор программ телеканала «Юрган» Александр Кузнецов и главный редактор газеты «Красное знамя Севера» Дарья Шучалина. БНКоми представляет стенограмму разговора.
***
Елена Мезенцева: Это тот вопрос, который я хотела задать, – кадровый.
Вячеслав Гайзер: Потому что возможно ли научить тех людей, чиновников со стажем, которые сейчас сидят во всех уровнях власти, мыслить по-новому, предугадывать, прогнозировать, что будет, и так далее. Возможно ли, или всех нужно отправить на другое направление, обновлять все кадры? Тогда где брать эти новые кадры?
Вячеслав Гайзер: Хороший вопрос. Я считаю так, что не может быть критерием оценки наличие или отсутствие стажа у чиновника. Я просто знаю массу примеров того, что люди в очень зрелом возрасте 100 очков форы дают и в бизнесе, и в чиновничьей работе молодежи, которая только приходит и вроде как хочет проявить себя, но, к сожалению, между желанием и возможностями у них большая разница. Надо ли обновлять кадры? Да, надо. Потому что на самом деле очень много изменений сегодня в законодательстве, в технологиях, в управленческом процессе. Здесь свежий взгляд со стороны людей, которые приходят на чиновничью работу, является плюсом. Но я хочу сказать, что здесь тоже есть ложное представление, что у нас в республике нет какого-то системного подхода. Если посмотреть на цифры, которые мы сегодня имеем, по поводу входа в чиновничью работу по результатам конкурса из управленческого резерва, из резерва министерств и ведомств, у нас более 68 процентов людей, приходящих на ту или иную должность в аппарат, приходят по конкурсу. А из общей массы пришедших почти половина - из резервов. Мы, к сожалению, может быть, мало об этом говорим, информации об этом мало, но сделано здесь много, в этом смысле наша республика не уступает тем субъектам, которые об этом широко говорят.
Елена Мезенцева: То есть выбирать есть из кого? Не все еще уехали? Вячеслав Гайзер: Есть из кого, не все. Евгений Хлыбов: Вот в продолжение этой темы. Вячеслав Михайлович, в последнее время, наверное, почти по всем министерствам и ведомствам произошло, условно говоря, сокращение заместителей руководителей, очень многих оставили без контракта. Это связано больше с экономией средств на содержание министерств и ведомств, или это некий политический или управленческий шаг? Вячеслав Гайзер: Да это наведение элементарного порядка, который касается любых вопросов, связанных с бюджетом, причем, бюджет ведь не обязательно имеется в виду государственный… Если мы посмотрим в бизнесе, то бюджетирование - это обязательная составная часть, если мы говорим об эффективности управления. Что в бизнесе, что в государственном управлении подходы-то, по большому счету, в этом смысле одинаковы. И здесь, с моей точки зрения, должны существовать четкие регламенты, нормативы и требования к структурам органов исполнительной власти, тем задачам, функционалу, которые они выполняют. И, соответственно, должен быть какой-то сформулирован подход, а вообще, сколько, грубо говоря, чиновников, какого уровня должно быть в органах исполнительной власти, чтобы решать те задачи, которые перед ними стоят.
Елена Мезенцева: Это как-то математически, что ли, вычисляется?
Захар Волокитин: Коэффициент чиновников…
Вячеслав Гайзер: Это не математически, математика - это уже, так сказать, как инструмент появляется. Вообще, интересная история вопроса, когда два года назад приступали, подходили к этой теме вместе с министерством экономического развития, мы сделали для себя такой исторический анализ: а вообще, каким образом регламентировалась работа чиновников и их количество в новейшей истории, во времена Советского Союза, может, в царские времена. Мы дошли до 1917 года, до момента революции. Хочу сказать: никогда и никак не регламентировался, к сожалению. Ну не знаю, может, при царизме. Вот, 1917-й год настал, совет народных комиссаров создали, каким-то волевым решением приняли: вот, вчера было 10 чиновников, которые всю российскую империю обслуживали, теперь будет 100. Тогда был резкий рост аппарата, на порядок вырос. И дальше ежегодно, раз в пятилетку шло планирование достигнутого. Чиновник, если его не регламентировать, он всегда будет доказывать, что функцию, которую исполняет орган исполнительной власти, должен не один человек исполнять, а десять. Завтра скажет: не десять, а двадцать. Эта система, если ее не регламентировать и не держать под контролем, просто заранее запрограммирована на расползание.
Елена Мезенцева: И сейчас вы пытаетесь это…
Вячеслав Гайзер: Да, мы это пытаемся занормировать. В том числе это сделано опытным путем на примере министерства экономического развития, министерства финансов. Есть специальный метод - фотография рабочего дня, другие методы, которые фиксировали бы, а сколько на самом деле одному человеку нужно времени, чтобы подготовить бумажку, отчет и так далее. Исходя из этого, были предложены подходы по нормированию.
Захар Волокитин: В продолжение темы, проект «Электронное правительство» подразумевает как раз регламентацию процессов и, в том числе, подмену некоторых функций, которые чиновники выполняют, за счет автоматизированных систем, за счет сокращения чиновничьего аппарата. По этому проекту республика куда идет, в каком направлении?
Вячеслав Гайзер: В правильном. (Смех в студии) Опять же, что такое, тут я не знаю, может быть, и беда, а может быть, и плюс моего стремления пытаться все систематизировать, поскольку по своей основной специальности я инженер-системотехник. Так вот, я хочу сказать, что, когда опять же все оперируют понятием «Электронное правительство», на самом деле, это достаточно узкая вещь и понятие, которое является одной из составных частей более широкого понятия - его можно назвать условно, но оно суть отражает - информационного общества. И в этом смысле, мне кажется, акценты, которые сегодня на федеральном уровне делаются, постановка задач для реализации такой программы, правильные. У нас в республике на сегодня ¬в этом смысле сделано следующее: все, что во временных рамках положено с точки зрения определения плана действий, подхода, организационной структуры и так далее, - это все регламентировано соответствующим федеральным документом. У нас это делается, делается именно по такому пути, о котором я говорил, то есть сегодня мы определяем структуру системы, которую нужно построить в республике, и которая будет включать в себя все составные части, а их очень много. Это если говорить об основных принципах такой системы, это чтобы выйти на понятие предоставления услуг населению, юридическим лицам, вообще, обществу в той или иной мере в электронном виде, необходимо решить и построить много составных частей. Вот то, что касается «Электронной России», - это построение в каждом министерстве и ведомстве своей подсистемы электронной, обеспечивающей ее функционал, в том числе и электронный документооборот, который будет частицей общего документооборота системы республики. Это установление платежной системы, потому что решать такого рода сложную систему, допустим, без той же социальной карты бессмысленно. Вообще, автоматизировать рабочие процессы, допустим, в здравоохранении, без того, чтобы выйти на проект «Социальная карта», которая дает возможность человеку заменять пластиковой картой расчетной все те функции, которые он сегодня вынужден иметь на руках: кошелек, медицинскую карту, карту социального страхования, пенсионное, - вот это все должно быть в ней. Невозможно решить эту задачу, если мы не будем обеспечивать точки доступа людей к этим услугам, а это что? Это почтовые отделения…
Читать полностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий (доступ свободный):